05.05.2018
Помните детский мультик, герой которого вопросительно пел: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?». Благодаря постоянному общению с коллегами из самых разных сфер и регионов, я с уверенностью могу сказать, что и преподаватели «сделаны» из абсолютно конкретных "загадок и мармеладок". Итак, рецепт:
Ингридиент первый:
Ошибки своих учителей
Перчик Чили. Первый «ингредиент» любого преподавателя — ошибки его собственных учителей. Чаще всего школьных. У меня была Надежда Ивановна — заслуженный учитель России — которая в пух и прах разносила самооценку моих одноклассников-математиков, указывая им на их абсолютную неспособность к её гуманитарным предметам (русский язык и литература). Бессмысленные примеры для диктантов, «зубрёжки» без понимания смысла, оценки за «звучащую речь» и однотипные упражнения, из-за которых в нас не осталось никакой любви к предметам, хотя кое-кто весьма успешно сдал экзамены. Хорошо, что я сейчас понимаю, что эти проверенные методы заслуженного учителя России, скорее вредили, чем шли на пользу, но ведь есть и те, кто повторяет повседневное из коллекции учителей и на своих уроках (особенно в формате общеобразовательных школ).
Абсолютно все мы начинаем учить так, как учили нас. И, иногда сами того не замечая, мы переносим ошибки своих учителей в собственные уроки. Вспомнить стиль своих наставников и, с уважением к их авторитету, позволить себе не повторять приёмы, которые когда-то работали, это очень важная осознанная работа, шаг навстречу свободе, возможность начать собственную профессиональную историю. Диктант за 8 класс.
Ингридиент второй:
находки своих учителей
Чайная ложечка сахара — находки любимых учителей. Их удачные способы проверки заданий, построение отношений с учениками, творческие задания вместо контрольных работ, даже парфюм и стиль в одежде — всё это мы с благодарностью и удовольствием страстно желаем повторить уже на своих уроках. Вполне вероятно, что ваше стремление обучать других людей согрето теплотой взгляда вашего любимого учителя начальных или старших классов.
Один из любимых преподавателей моей жизни. Григорий Владимирович Прутцков — легендарный преподаватель факультета журналистики МГУ, человек, учиться у которого — настоящее счастье, вне зависимости от того, к какой профессии лежит душа. Интервью с ним — глоток свежего воздуха:
Открыть интервью
Ингридиент третий:
жизненный опыт
Фруктовый микс. Самый полезный опыт преподавателя любого иностранного языка (и русского как иностранного, безусловно, тоже) — жизнь в другой стране за пределами туристической визы. Первый мой такой период случился ещё в раннем детстве, с 7 до 11 лет, когда с некоторыми перерывами моя семья жила в Австрии. Только сейчас я понимаю, насколько сильное влияние оказало то время на мою жизнь и работу сегодня. Никто из моих близких не знал немецкого, два тома — русско-немецкий и немецко-русский словарь — были нашим формальным спасением, а на самом деле гораздо чаще выручали жесты, рисунки, какие-то аналогии из других языков, наблюдательность и... чувство юмора. Именно этот кусок жизни научил меня тому, что «необъяснимого» не существует. Играй, не отступай, пробуй снова! И только так. Подробнее об этом напишу когда-нибудь в мемуарах.

Между нами говоря, в сообществе преподавателей РКИ я не раз встречала людей, которые «демонстративно» владели только русским языком, ставя эту особенность себе в заслугу. Не понимаю этого и никогда не приму. Учить других плавать, не зайдя ни разу даже в душ, на мой взгляд, где-то за гранью.

Те же, кто изучал, старался, но пока не достиг желаемого уровня — другое дело. У них есть опыт обучения, встреч с трудностями и преодоления их. Удивительно, но именно такие люди отличаются смелостью долгих путешествий в дальние края, что добавляет им силы как будущим преподавателям.

Вена. Лужайка перед Вотивкирхе, где я впервые в жизни увидела счастливых людей, сидящих с книгами на траве. 1996 год.
Ингридиент четвёртый:
семейное положение
Морская соль. О том, какую нотку привносят маленькие дети в уроки иностранного языка, я говорила в заметке несколько лет назад, с годами моя позиция осталась прежней. Семья и дети (есть они или нет) — это компонент, отвечающий за кругозор преподавателя (выбор тем, возможность путешествовать, опыт взаимоотношений, варианты отдыха), и его жизненный тайм-менеджмент. Сколько времени человек уделит подготовке занятий, насколько желаемое время совпадёт с тем, что удалось выкроить, и даст преподавателю порадоваться собственному успеху, «дом» или «работа» сейчас в приоритете — всё это отразится на качестве уроков и общем результате. Для женщин этот момент особенно важен.
Ингредиент пятый:
высшее образование
Листик мяты. Здесь варианта только два: 1) профильное (педагогический, филологический, иняз) и 2) любое другое. Оба варианта имеют, на мой взгляд, свои особенности. Первый горчит обилием готовых установок «как надо учить», поэтому не всегда даёт возможность легко попробовать что-то новое (см. перчик Чили выше). Чтобы только усомниться в верности заученных догм, нужна большая внутренняя смелость. Больше её может понадобиться только для того, чтобы попробовать ещё чему-то поучиться. По моим наблюдениям, эта смелость есть сейчас у тех, кто получил свой красный диплом год-два назад. Они легко говорят о том, что в университете было много теории, но в итоге ни малейшего представления, с чего начать урок. А преподавать хочется, интересно, не скучно, с любовью и удовольствием для себя и учеников. Поэтому готовы учиться, пробовать, сравнивать, выбирать новое. И получается!

Второй вариант подкармливает ненасытный комплекс неполноценности: «У меня не профильное образование, я никогда не смогу знать, как надо учить, поэтому, скорее всего, сделаю всё не так». Такие преподаватели жадно учатся, ищут информацию, доказывая себе, что делают максимум из возможного, чтобы компенсировать «пробел» в дипломе. В итоге они часто знают и умеют намного больше тех, кто отучился на профильном, но... всё равно чувствуют себя не достаточно компетентными без «бумажки». Это не проблема. Это надуманная сложность. Опять же нужна смелость, о которой когда-то нам рассказывала Елизавета Данилова в рубрике «Учитель Мира».

Отличный практический пример, того, что желание может изменить жизнь к лучшему — проект «Учитель для России». Программа привлекает профессионалов из разных сфер и выпускников ведущих вузов к преподаванию в российских школах, работающих в сложном социальном контексте. Цель программы — дать равные образовательные возможности каждому ребенку вне зависимости от того, родился он в Москве или в селе Пановы Кусты Тамбовской области. Для участия в программе педагогическое образование не требуется, важно лишь отличное знание предмета.
Очень милое интервью с участницей проекта из Бельгии, которая стала преподавать французский язык в одной из школ Обнинска. Удивительно, что для РКИ и здесь место нашлось :)
Открыть интервью
160
Phone, WhatsApp: +7 963 622 58 22
Skype: yelena.ve, WeChat: tanzeva
E-mail: elena.tantseva@vdohnovite.ru