с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру

Взрослые ученики как дети? Когда и почему это плохо

Вчерашний день был полон событий. Почти незаметно пролетел месяц работы с группой, изучавшей русский язык вместе со мной и научившей меня очень многому в профессиональном аспекте. Для блога отмечено 49 тем. Первая из них совсем свежая, появилась благодаря нашему знакомству со вторым преподавателем курса. 


Мы сменяли друг друга по заранее заданному графику, мои 2 раза в неделю, её - все остальные. Мы регулярно созванивались, "отчитываясь" о проделанной работе, но увиделись только на закрытии вчера. Для меня был удивителен её первый вопрос: "А вы замужем?" (я никогда не считала его главным при знакомстве), да и два следующих "А сколько вам лет? А дети у вас есть?" меня тоже насторожили. 


Я-то была абсолютно уверена, что у неё дети есть, так как не было ни одного нашего разговора по телефону без улюлюкающего фона дочки. Это было очень неудобно для меня, почти ничего не слышно, но я представляла её в самых стеснённых условиях, где нет никакой возможности оставить дочку даже минут на 10, или что без дочки на руках телефон не ловит, или, что я, не имея пока детей, ничего не понимаю в жизни, и мне становилось легче. 


По доброй традиции, одной из частей закрытия были "напутствия" преподавателей. У меня поучилось в общем и кратенько, а моя коллега решила поблагодарить каждого студента лично. 6 обращений из 9 она начинала словами "it was very difficult for you but..." и далее по-русски следовало описание стараний каждого в борьбе с трудностями РКИ. Мимика, жесты, интонация - всё указывало на то, что в каждом участнике курса она видит маленького ребёнка, которому готова отдать всю свою заботу и нежность, сделать пюре и покормить с ложки. Так обычно добрейшая мамочка ждёт первого слова своего чада: сжимаясь и замирая, она внутри себя повторяет "ну же... давай... скажи ма-ма..." Возможно, это видел лишь мой суровый взгляд, но минут на 15 я точно вернулась на свой первый в жизни выпускной вечер: из детского сада. 


Только вчера я поняла, насколько модель отношений "мама-малыш" широко распространена в любом обучении. 90% учителей в нашей стране женщины. Большинство из них имеют семью и детей (что естественно и превыше любой работы), но, наверное, только со стороны можно заметить, что материнство зачастую становится основной и единственной моделью выстраивания рабочих отношений (распределения ролей в классе). 


Хорошо, если она мамочка-преподаватель в начальной школе, тогда это максимально комфортный пример сочетания работы и жизни для всех участников процесса. Но ведь преподаватели русского языка как иностранного (РКИ), да и вообще любого иностранного языка часто работают со взрослыми людьми. 


Я часто наблюдала этот диссонанс у себя на уроках для преподавателей РКИ, когда в презентации темы "Погода" появлялись вырезанные из английских учебников картинки солнышек и облачков с весёлыми каплями. Я всегда думала: "ну зачем? почему именно эти весёлые картинки?" и иногда даже немного грубо напоминала, что ИНОСТРАНЦЫ - НЕ ДЕТИ (!) им просто нужна открывашка, а никак не сю-сю-сю. 


До вчерашнего дня я была уверена, что для преподавателей английского языка, как для людей, поначалу не знакомых со спецификой РКИ, иностранцы автоматически становятся детьми в любом возрасте, из-за их неумения понимать, реагировать и вообще их абсолютной беспомощности. Вчера я поняла, что стиль отношений совершенно не зависит от преподаваемого языка, и РКИ находится в тех же самых условиях. Дело, скорее, в том, что всех, кто представлял облачка на пробном уроке, дома ждали дочки-сыночки 2-12 лет...

Особый случай В группе