Меня удивило сначала место, где располагался главный офис (очень маленькое старое здание, все в одном кабинете), а потом отношение встретивших меня там сотрудников.
— Скажите, а ваше свидетельство даёт право работать преподавателем РКИ? Куда можно пойти работать после? — робко спросила я.
— Ну куда устроитесь, там и будете работать, мы здесь при чём? — хлестнуло меня ответом.
«Да, строго у вас здесь...» — подумала я, поблагодарила, попрощалась и поспешила выйти на свежий воздух.
В конце третьего месяца, ещё не имея на руках ни одного диплома, я повесила своё резюме преподавателя РКИ на hh. Через 3 дня меня пригласили на первое в жизни собеседование.
— Ну понятно... Опыта у вас нет, курсы и факультет журналистики... Может, это и хорошо. — подытожила размышления вслух руководитель отдела РКИ британского языкового центра. — Мы дадим вам одного студента, если feed-back будет хороший — останетесь, если нет — не обижайтесь.
Так всё и началось. С первого урока я поняла, чем и насколько цели иностранцев, приезжающих в Москву работать, отличаются от учебника «Поехали!» и всех других пособий, собранных в библиотеке моего нового места работы. Они не плохие и не хорошие. Они другие.
Удивительно то, что школа, чья вакансия висит в «шапке», на сайте указывает, что «основана в 1991 году в МГУ им. М.В. Ломоносова». Получается, свои своих просят не беспокоить?
Читатель этого блога вполне справедливо может в ответ заметить: «А сами-то вы что предлагаете? У ваших курсов диплома вообще никакого и курсы сделаны не по гос.стандартам, а неизвестно из чего». Формально — да. Важна опять-таки цель. Пожалуй, я могла бы потратить несколько лет жизни на получение патента для своих курсов, попытки вписать их в некий «стандарт» и тренировках ровно наклеивать голограммы на свидетельства о том, что у людей есть уши.
Вместо этого я взялась за практику: с 8 утра до 10 вечера в течение почти 10 лет, чтобы попробовать и научиться работать лучше и по-другому.
Большая часть людей, приходивших ко мне на занятия по методике, говорили: «Ну я сейчас у вас поучусь, а потом пойду диплом получу за 3 месяца». Так и происходило. Или наоборот.
Как показывает реальность, диплом «за 3 месяца» уже не гарантирует работы в школе. Может, это и к лучшему?
Первый шаг от формальности к реальности. Возможность работать не на школу, а на себя, каждый раз понимая, что стабильность заработка зависит не от контрактов с компаниями и рекламных кампаний, а собственного умения общаться и интересно вести уроки.
По опыту работы с коллегами я вижу, что получение очередного (именитого) диплома для многих — подкормка уверенности в себе и подсознательная попытка отложить первый собственный урок ещё на какое-то время под благовидным предлогом.
Конечно же, есть и те, кто утверждает, что диплом «требует» работодатель. Это и понятно: им нужно хоть как-то обезопасить себя, убедиться, что они берут на работу не самого чужого человека. Формальное сито. На практике и наличие, и отсутствие диплома может быть предлогом для отказа соискателю, если вы просто чем-то не приглянулись директору школы. Если диплома нет, то жаль, что его нет, а если он есть, то его одного не достаточно) Придраться можно к чему угодно. Готовясь к собеседованию, приносите с собой пробный урок, чтобы... Об этом в курсе будет отдельный мастер-класс, так что к теме ещё вернёмся.
Уже пятый год я работаю «на себя» и за всё это время никто из учеников не спросил меня об образовании, что наталкивает на мысль: мы выбираем друг друга не по дипломам.
В общем, мне видится в этой последней строчке (про «не беспокоить») только хорошее. И не как конкуренту, а как человеку в поиске развития для себя и всех людей, объединённых одной страстью — делиться знаниями и лучших в главном умении преподавателя — вдохновлять.
Комментарии с сайта Vdohnovite (имя проекта после 2016):
Ксения
Этот рассказ, лично для меня, был очень полезным. И очень хочу обсудить именно эти вопросы, которые вы упомянули тут, на нашей личной встрече :) Жду не дождусь 7 ноября! А пока, я возвращаюсь к шагу 1! Спасибо, Вам и за статьи в блоге и за курс!