14.08.2018
Время перед началом нового учебного года — мой любимый период. Во-первых, это отличный шанс взглянуть на свою работу отдохнувшим взглядом из летних каникул и снова ответить на вопрос о том, каковы ближайшие цели и задачи по большому счёту (сравнение образа жизни вне работы и в работе, мысли о том, какой именно работе хочется посвятить дальнейший отрезок жизни). А во-вторых, микро-план на 4 месяца до конца календарного года, чтобы тогда подвести итоги 2018.
Текст далее — это что-то масштабное, общее, важное. Разбудившее меня в 4 утра, чтобы записать ручкой на бумаге 7 страниц А4.
Зачем существует проект «Вдохновите!», Уроки для Преподавателей?
Чтобы модернизировать существующую систему обучения иностранцев русскому языку и обеспечить более эффективное распространение русского языка по планете.

Зачем модернизировать, когда и так всё хорошо?
1
Замкнутая система
В идеальных условиях освоение материала должно помочь учащимся понимать предлагаемый курс по выбранной специальности и социализироваться в стране. Формальным критерием того, насколько успешно студенты осваивают курс по русскому языку является экзамен — ТРКИ (тестирование по русскому языку как иностранному), альтернатив которому нет.

Таким образом, система является полностью замкнутой: большинство учебных заведений (государственных и частных) работают по одним и тем же стандартам, планам и пособиям, которые по сути повторяют друг друга не первый десяток лет.

Выпуск учебных пособий для обучения и подготовки к экзаменам, непосредственно само обучение и сдача экзаменов (с недавнего времени обязательна для трудовых мигрантов), рабочие поездки аккредитованных тестеров по ТРКИ в школы и университеты по всему миру — всё это элементы единой системы, которая приносит стабильный доход всем своим участникам.

Учитывая то, что поток студентов-иностранцев к нам неиссякаем, менять что-то в замкнутой системе смысла ни для кого нет. Всё идёт как идёт. Когда-то я уже писала об особенностях и влиянии студентов из Китая на развитие отрасли — Китайская стена РКИ (за прошедшие годы ничего не изменилось).

Итог: абсолютная стабильность мешает развитию отрасли на уровне государственных учебных заведений и образовательных программ.
2
Альтернативные варианты
К счастью, живой язык не спрячешь в консервную банку. Русский язык изучают не только студенты унивесистетов, но и обычные люди по зову сердца: дети и подростки, молодёжь и увлечённые взрослые, бабушки и дедушки, которым важен не экзамен, а возможность говорить, понимать и радоваться жизни, часть которой — русский язык.
Особенность «системы» здесь в том, что на месте преподавателей часто оказываются носители языка без специального высшего образования (в отличие от преподавателей университетов). Естественно, они сначала обращаются к тем же проверенным временем учебникам, а увидев, что на занятиях для души они не работают, ищут альтернативу и приходят ко мне на курсы.
И уходят счастливыми, узнав, как можно преподавать по-человечески, без интонационных конструкций, с удовольствием и на пользу.
Да, за последние годы появилось несколько учебных комплексов для частных курсов (начиная с «Мой русский друг» до «Точка.ру» и других), но это капля в море. Тираж свежего «Русского Сувенира» всего 1.000 экземпляров! И то, я думаю, не весь ещё распродан. И никаких электронных версий :)

Помню, как пару лет назад мы на полном серьёзе просчитывали, сколько будет стоить багаж из 35 учебников «Русский Сезон» перед командировкой в Анголу. Других способов доставки учебного материала просто нет.

Я, конечно же, понимаю издательства: продавать бумажные книги гораздо выгоднее, чем электронные. Проблема лишь в том, что далеко не все поставщики русских книжных магазинов готовы отправлять «чемоданы» русского языка без гарантий, что их раскупят по цене, в которую, без сомнений, закладывается доставка. Увидев стоимость на полке, любой здравомыслящий человек спрашивает у Гугла «Название учебника скачать бесплатно». Издательствам — упущенная выгода, преподавателям — безвыходное положение, ученикам — ксерокопии посредственного качества, стране — небольшой, но и не слишком приятный удар по репутации.
Итог: моя ближайшая цель — развитие методической базы для современной системы обучения русскому языку как иностранному, а впоследствии — и альтернативной системы для сдачи экзамена. Плюс учебные материалы нового поколения. Если вы хотите любым способом принять участие в этом полезном творчестве, добро пожаловать в команду :)

Знаю, что будет трудно, но вижу, что мир меняется: частных полётов в космос до недавнего времени тоже не было, а теперь есть. Значит, и у нас получится.
3
Будущее РКИ
Работа любой системы зависит от каждого входящего в её состав элемента. Я с тревогой и грустью смотрю на аудиторию методических семинаров, круглых столов и других мероприятий по темам «Преподавание РКИ сегодня». Средний возраст слушателей 45+. Молодых специалистов в зале можно по пальцам пересчитать. Безусловно, быть прекрасным преподавателем можно быть в любом возрасте, факт. Но где же свежие силы? Кому перенимать опыт и пробовать новое? Кто будет нести русский язык в массы послезавтра?

Вспоминается рассказ одной моей прекрасной коллеги после защиты дипломной работы. «Представляешь, у меня глава в работе называлась: „Экспаты: особенности образа жизни и обучения русскому языку". В комиссии никто не знал слова экспат. Даже не слышали раньше! И это РУДН...». Видимо, система настолько замкнута, что любые "не"академические" слова туда просто не попадают.

Поддерживают традиции «замкнутости» и группы для преподавателей РКИ в соц.сетях. 9 из 12 первых групп, которые можно найти на Facebook по запросу РКИ являются закрытыми. Почему? От кого? Полагаю, они созданы именно представителями молодого поколения РКИ, но присоединиться к ним можно только, отправив запрос. Конечно, это не сложно, но ощущения лёгкости, открытости и гостеприимства в сообществе, на мой взгляд, не хватает.
В «шапках» групп традиционно стопки РКИ-шных учебников. Опять и снова. Интересная новость в том, что сегодня книга — далеко не единственный источник знаний, вы заметили?

Мир сегодня развивается с огромной скоростью, и если мы хотим занять своё место в этом экспрессе, нам тоже нужно меняться, чтобы не остаться на перроне.
Итог: пробовать новые инструменты, искать знания, совершенствовать навыки и принять то, что основа работы преподавателя — это его развитие (а через развитие каждого — развитие всей отрасли в целом) — вот в чём счастливое будущее русского языка в современном мире. Согласитесь?
Пока, как мне кажется, ситуация напоминает эту картинку одной из открытых групп для изучающих русский язык на Facebook. Призываем: «Поехали!» — вот только мосты разведены... Да будет новый день :)
175
Phone, WhatsApp: +7 963 622 58 22
Skype: yelena.ve, WeChat: tanzeva
E-mail: elena.tantseva@vdohnovite.ru