Честно говоря, над темой ответственности преподавателя размышляю давно, и этот вопрос к коллегам в соц.сети стал последней каплей. Не открою секрета, сказав, что рабочий день преподавателя (иностранных языков — в особенности) — 24 часа в сутки. Он поделён на части: подготовка к уроку — проведение урока — аналитика урока — разработка следующего урока. Я, например, в последнее время активно работаю над курсом и даже во сне вижу аудитории и мастер-классы, вопросы и ответы. Поэтому 24 часа.
Иногда в минуты отдыха и поиска вдохновения я понимаю, что 24/7 — явно излишняя вовлечённость: нужно уметь дистанцироваться, переключаться, забываться и просто наслаждаться жизнью. Это эмоциональная сторона вопроса.
А есть, на мой взгляд, ещё и фактическая. Исправить «три» на «отлично»? Сделаем. Экзамен летом? Реально! Ребёнок, чтобы дома по-русски заговорил? Конечно, легко. И дальше начинается ад. Экзамен сдаёт не мальчик, а преподаватель. Он гуляет с друзьями, а она ночами не спит, придумывая, как научить ребёнка тому, чему его не научили родители за прошлые 16 лет.
Мама рассказывала, что в старшей группе детского сада я любила устраивать ток-шоу: придумывала сказки, истории из жизни героев мультиков, которые давали воспитателям время перевести дух, пока вся группа, рассевшись кружком, меня слушала. Ясное дело, что к 16 годам я могла не просто аргументировать, почему ходить на голове было бы для всех удобнее, но и уверенно чувствовала себя в вопросах более важных и серьёзных наравне со взрослыми. Да, в семье журналистов не могло быть ребёнка с другими «параметрами», но дело не только в генетике. Всё моё детство — это вечера чтения классики по ролям, разгадывания кроссвордов, обсуждения статей и интервью, интересные гости дома на кухне, в конце концов. После чего репетитору по английскому языку оставалось только подкачать мою грамматику для экзамена в университет.
Сегодня всё наоборот: преподавателю нужно прокачать... всё. Ведь родители, отправляющие 16-летку сдавать IELTS, скорее всего, понимают, что это испытание посложнее ЕГЭ, открывает большие перспективы на будущее... в котором «у мальчика своего мнения нет». Ужас! Кошмар!! И родители, наверняка, уверены, что раз они платят деньги преподавателю, всё получится. Интересно, сколько, по их мнению, стоят 16 лет жизни и общения с ребёнком?
Ещё больше подобные картины бросаются в глаза в детском РКИ. В жизни интернациональной семьи за пределами России находится место урокам русского языка для ребёнка. В местном детском центре или с милым преподавателем вечером по субботам. Возвращаясь за малышом через месяц-два занятий мамочка с прохладными нотками в голосе спрашивает: «А почему он(а) дома почти не говорит по-русски? Всё как раньше, хотя вы уже вон сколько занимаетесь...». Обычно преподавателю бывает не просто подобрать слова в ответ, он начинает оправдываться и приходит домой совершенно без сил и желания возвращаться к урокам снова.
Что вы выберите сегодня?
Родители верят в чудо. Меняя время жизни преподавателя на свои деньги, они зачастую даже не задумываются о том, что такое урок, как он устроен, и чем маркер отличается от волшебной палочки. Они мечтают получить ребёнка разумным, или даже талантливым, как свежую рубашку из химчистки. И виной тому... мы сами.
Мне кажется, чрезвычайно важно начать занятия с вопроса к родителям: а что лично вы готовы сделать для успеха своего чада? Что планируете вложить, кроме денег? Будете устраивать семейные русские выходные, чтобы малыш видел и слышал русский язык не только на уроке, готовить блины и смотреть "Простоквашино", а не "Masha and The Bear"? А сможете оттащить сына-подростка от компьютера для бесед о последствиях глобального потепления? А вы сами-то английским владеете, чтобы он видел, с кого брать пример? А вы уверены, что ОН хочет учиться в Англии и справится с этим? И всё это до первого урока. Вклад в ваше ОБЩЕЕ дело. Конечно же, есть вероятность того, что озадачив родителей, вы потеряете их как клиентов, но убережёте себя от бессонных ночей из-за чужой безответственности.