Прежде чем начать любой из курсов для преподавателей, я обязательно знакомлюсь с человеком, заинтересованном в появлении РКИ в своей жизни. Сначала несколько вопросов в почте, потом общение по Skype. Всегда с особым любопытством отношусь к тем, кто никогда ничего не преподавал, но хочет попробовать, у кого горят глаза и прямо видно с первого взгляда, что их только подтолкнуть немножечко и — вот он, прекрасный вдохновляющий наставник!
Но всё чаще на вопрос «почему вас заинтересовал курс для преподавателей РКИ?» я получаю такие ответы (выдержки из писем):
Из писем:
Здравствуйте, Елена!
Меня интересует компактный курс в Скайпе с разбивкой на блоки (если возможно, по 2,5 часа 4 занятия днем, хоть 4 дня подряд, главное - успеть до 8 апреля!) Отправлено 31 марта.
Я вообще преподаватель английского, но это как-то скучно. А вот преподаватель РКИ - это интересно, много общения с людьми не моей страны, а еще прекрасная возможность чем-то заниматься в чужой стране. А вообще очень интересно наблюдать за результатом... Когда видишь, как благодаря тебе человек уже может говорить, понимать)) Это же круто!
По образованию я филолог, преподаватель русского языка и литературы (но не для иностранцев). Учителем не работала ни дня (кроме практики во время учебы, всю жизнь работаю журналистом. Но у нас на языковых курсах появляются вакансии преподавателей, в том числе и русского языка. Вот и решила "подработать". Ваши сроки и цену должна обдумать (срок вакансии преподавателя - конец мая). Отправлено 12 мая.
Перечитала и не верится. Мне кажется, что для работы кассиром в магазине конфет практика нужна с месяц-два, склонность определённая (быстрота реакции, умение считать в уме, брать полкило «на глаз» ), а для работы преподавателем РКИ, по мнению многих, почему-то достаточно быть «носителем языка» и в лучшем случае пройти какие-нибудь курсы, где за 3 дня вас сделают преподавателем «как на картинке». Иначе, как объяснить выбор людей, исходя из времени актуальности вакансии?
Случайность — как мотивация к новой жизни. И ведь как мало времени человек должен задуматься о том, ЧТО такое работа преподавателя (совершенно любого, не обязательно РКИ), чтобы записаться на курсы потому, что работу предложили знакомые до конца недели, или, кажется, это круто.
Кстати, это и правда круто. Но не тогда, когда берёшься за дело вдруг, не тогда, когда думаешь, что учебник выручит, не тогда, когда native speaker — главное конкурентное преимущество. Можно блестяще вести уроки, не имея высшего филологического образования, можно отбить желание изучать иностранный язык, имея два образования и опыт 15 лет (ни то, ни другое, ни третье не гарантирует результат). Думаю, многие из нас сталкивались с носителями языка-иностранцами, которые вели занятия на частных языковых курсах. Кто они? Часто бывшие бармены, бизнесмены и просто испытатели жизни. Многие из них были моими учениками, и у всех у них было кое-что общее.
Вероятно, я слишком весело и беззаботно пишу о работе преподавателя, повторяя, что русский язык — это очень просто, всё зависит от вас и вашего взгляда (в чём я абсолютно не сомневаюсь), но ведь оно всё так при соблюдении трёх условий: 1) вы всей душой хотите открыть людям новый мир и увлечь их за собой 2) вы готовы выкладываться ради блестящего результата, а другой вам не нужен 3) вы любите русский язык, и даже, 10 раз отрабатывая одно и то же, вы не чувствуете мучений, потому, что прикасаетесь к чему-то любимому.
«Преподавать русский язык» — это, наверное, первая возможность зарабатывать, оказавшись в другой стране, для которой, кажется, ничего особенного уметь не нужно. Я знаю многих соотечественников, живущих за рубежом, кто начал преподавать потому, что так сложились обстоятельства. Некоторые (безусловно, не все!) дают занятия многие годы, и у них потухшие глаза. По манере общения, характеру, поведению человека чувствуется, что на самом деле он или она, скорее, например, экономист, человек глубокого внутреннего мира, которому когда-то пришлось переориентироваться «наизнанку». Поэтому, дорогие все! Пожалуйста, прислушайтесь к себе, прежде чем откликнуться на вакансию преподавателя русского языка в любой точке планеты! Это дело (работа) требует особого склада характера, любви к раздаче самого себя, умения быстро восстанавливаться и постоянно горящих глаз, без которых проводить время вместе с учениками бессмысленно.
Не тратьте своё время, силы и деньги ни на какие курсы и семинары, если их поиск вы начали с мысли «мне нужно» вместо «я хочу», если вам не вспоминается любимый учитель, на которого вы хотели бы быть похожи, если вы верите, что в работе (и получении работы) преподавателя важнейшую роль играет диплом и многолетний опыт. Было бы желание и несколько пунктов выше.
Из письма:
Елена, спасибо за оперативное подтверждение!
Я никогда не преподавала, но всегда мечтала об этом. Даже в аспирантуре
экономического училась ради этого, но бросила по ряду причин. С детства
обожаю русский язык, в школе знала все правила, любила буквально все, что
касалось этого предмета. Хотела поступать на филологический, но,к
сожалению, родители настояли на экономике, как это часто бывало в
девяностые))) в любом случаю очень хотелось бы все изменить… Ваш
пример меня вдохновляет!
Еще раз спасибо, жду дальнейших новостей!
Может быть посоветуете какую-нибудь литературу, чтобы немного
подготовиться (да и для общего развития не помешает).
С уважением,
Кристина
Best regards,
Дорогие коллеги, дополните, пожалуйста, мою сегодняшнюю мысль: какими качествами лучше обладать человеку изначально, чтобы не пожалеть о выборе вакансии преподавателя после первых собственных уроков? О чём важно знать заранее?
Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта 2014-16гг.):
Ваш комментарий явно указывает на то, что преподаватели, не интересующиеся тем, зачем к ним пришли люди с желанием изучать русский язык, существуют. И вы абсолютно ничего не имеете против, ведь из ваших слов следует, что не интересоваться мотивацией - нормально. Это ваш выбор.