с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
Особый случай Стиль

Перфекционизм преподавателя (ч.1)


Преподаватель — не только профессия, это особый тип личности. Можно работать продавцом в магазине цветов, но быть преподавателем по натуре. Отличительная черта натуры преподавателя — перфекционизм — великий П — стремление к совершенству. Но только ли нам с вами свойственна эта черта? Откуда она взялась? (ни слова о детстве) Как комфортно ужиться с этой своей особенностью? (не разгромить великого П., а подружиться с ним)

Истоки: каждый сам за себя + высочайшее качество

Мне кажется, наша сегодняшняя внешняя среда делает нас такими. Например, очередь. Раньше 30 минут в этом «коллективе» у окошка в банке или на почте было достаточно для установления крепких связей между людьми, проявления их характера и даже иногда симпатии друг к другу или скандала. Присоединяясь к очереди, человек становился членом большой семьи. Пусть временной и не всегда дружной, но семьи.

Сейчас очередь электронная. Каждый сам за себя. И даже как бы не видит, что есть кто-то ещё вокруг. Всё внимание на табло и самого себя, чтобы не пропустить своё время и место.

Работа на самого себя — высочайший тренд современности, на мой взгляд. Конечно же, культура корпоративного управления тоже развивается, но идея особой ценности личности вне коллектива ещё никогда не была так популярна, согласитесь?

Мне даже видится такая картинка: участники профессионального форума для руководителей HR-отделов с серьёзным видом обсуждают технологии удержания ключевых сотрудников от перехода в видео-блоггеры, художники и флористы.


Да, я безусловно, тоже «за» работу преподавателя на себя, а не на школу. Во многом именно из-за того, что сейчас такой формат уже продиктован временем. Лет 10 назад такой даже мысли не было, а сейчас есть все инструменты и возможности. Каждый сам за себя.


Ещё во времена своей работы как раз на школу, мне было искренне не понятно, почему при всей общности интересов с коллегами дружного коллектива у нас так и не получалось. Теперь понимаю: носители великого П. не объединяются между собой в команду как одинаково заряженные частицы. Представьте себе команду великих П. или, например, семью. Я вижу только два варианта: либо они уничтожат друг друга вечными придирками, либо не смогут пошевелиться в страхе совершить ошибку, сделать что-то хуже «собрата».


Высочайшее качество — это логичная внутренняя необходимость быть лучше других (иначе, как победить равных?) с одной стороны, и нетерпимость к внешним несовершенствам — с другой. Простой пример: смс-сообщения. С появлением сенсорных клавиатур система помогает нам, предлагая сразу правильные варианты слов. Больше никаких ошибок... Даже как-то скучно) Конечно, он иногда заменяет слова, но мы тут же отравляем нужное «вдогонку». Но чаще всё идеально))

Суть вопроса: страх ошибки + ответственность за результат


Быть перфекционистом не плохо. Трудно.


Из многих писем и разговоров с коллегами я выношу одно и то же ощущение: страх ошибки, причём той, которая может никогда не совершиться. Мне это напоминает разговор дочери с матерью:

— Мама, а что делать если, когда я выйду замуж, муж будет пить? Или изменять мне? Или окажется лентяем? Или его друзья будут плохо на него влиять?

— ?! Дочка, милая, кто-то сделал тебе предложение?

— Ну что ты, мама! Мне всего 14, но на всякий случай, ответь сейчас.


И ясное дело, любой из этих сценариев способен подтолкнуть дочку приять решение вообще никогда не выходить замуж. Хотя в доме напротив живёт классный парень без вредных привычек.


Важный момент состоит в том, чтобы посмотрев на мир глазами юной девочки, дать шанс парню из соседнего двора. Не обязательно выходить за него замуж. Достаточно просто допустить, что он не будущий алкоголик. Сесть. Решить. Допустить. Бонусом появится ощущение, что и предатель, и лентяй — выдумка. Станет легче.


Ответственность «до»

Оборотная сторона страха ошибки — желание всё держать под контролем. «Зная все возможные варианты, я готов(а) к любому развитию событий, я смогу не допустить или исправить,» — эта мысль даёт 100% уверенности в себе, абсолютно лишая уверенности в других. Ни один урок не может пройти так, как вы запланировали, просто потому, что планировали только вы, а урок — это результат взаимодействия как минимум двоих: ученика и учителя.

План урока — это только приглашение на танец, а то, каким он будет и началом какой истории окажется, зависит от каждого в паре. Смело делим ответственность при подготовке к уроку минимум пополам.

Ответственность «после»

Другое мучение носителя великого П. — мысли о том, всё ли было сделано правильно по итогам прошедшего занятия. Обычно они заканчиваются только идеей, что можно было и лучше.


***
Давайте представим, что в масштабах урока (один урок, не курс) вы действительно можете предусмотреть, проконтролировать и решить любой вопрос. У вас есть план урока, ученики, которых вы хорошо знаете, и опыт решения многих практических задач.

В чём лично для вас заключается главный критерий успеха этой работы?
Варианты ответа:

  • а. Счастливые лица учеников (эмоциональная отдача)
  • b. Высокие оценки за тест (формальное подтверждение эффективности вашей работы)
  • c. Ваше удовольствие от процесса (ваше вдохновение для подготовки следующего урока)
  • d. Желательны все варианты или хотя бы 2 из 3

Результат:

Выберите один из вариантов (можно записать себе на листочек или в комментарий ниже). О каждом из них продолжим историю во второй части этого поста, в ближайший вторник, 24 октября. Тема рабочего места тоже в силе, там появились свежие хорошие новости))