Курсы в Школе Галины Александровны Китайгородской дали мне возможность присмотреться к роли ролевых игр (скороговорка, но иначе не скажу) на уроках иностранных языков и РКИ. Согласитесь, ролевой игре есть место на каждом занятии: мы часто превращаемся в официантов, продавцов магазинов и других представителей сферы услуг :) На более высоком уровне можем прописать даже речь актёра или политика.
Обычно такой урок (или его часть) начинается словами: «А теперь представьте, что вы…». В чём же новость? В процессе занятий в Школе мы представляли свои уроки, работая в парах. Задача по грамматике стояла чётко: отработать глаголы движения. используя лексику по темам: Путешествие, Национальность, Религия (спорный момент, но с заданиями не спорят)).
Наша пара расписала сценарий ток-шоу, героями которых стали представители двух разных конфессий. По нашему замыслу, они должны были обменяться впечатлениями от путешествий к святым местам (используя глаголы движения и ту самую лексику). Строгий, но справедливый вопрос методиста: «А почему они у вас вдруг заговорили друг с другом?» — слова-ледяной душ.
Действительно, наша роль как «ведущих шоу» свелась к просьбе: «Спросите гостя о его путешествии, давайте обменяемся впечатлениями», где глаголы движения «сработали» только в нашем воображении. Даже при наводящем вопросе: «Как вы добрались до города?» ответ «На поезде», и никакого глагола движения тут нет, и переспрашивать детали смешно.
В этом кусочке практики проявила себя наша давняя привычка давать задания. Мы пытаемся завести разговор на ту тему, которая будет полезна для отработки грамматики или лексики, которую хорошо бы повторить. Как показал этот опыт, даже создания контекста, ситуации не достаточно (ток-шоу, а дальше — что?). Ведь суть урока в таком случае в том, что послушный ученик воплощает в жизнь сценарий, который мы заранее для него «сшили» белыми нитками, скорее всего, через полчаса забывая, всё, что он старался удержать в голове, «играя». Можно ли изменить ситуацию?
Оказывается, всё становится на свои места, если ролевая игра — не часть урока, а урок сам по себе. Как пьеса. С завязкой, конфликтом, кульминацией и развязкой. Когда использование нужной грамматики и лексики в процессе общения превращается в ключевой интерес, цель встречи участников.
Сравним завязку нашего сценария и того, которую предложил методист на основе нашей задумки:
Заход: начинаем наше ток-шоу, представляем участников, предлагаем всем пообщаться.
Минусы:
Преподаватель — носитель и источник всей информации, «центр вселенной», где ученик выполняет его указание — «пообщаться». Сцена — ток-шоу, скорее, настраивает на роль пассивного зрителя (как по телевизору), не вызывает живого интереса, сопереживания, из-за чего человек в лучшем случае просто заучивает слова, не вживаясь в роль, тренируя навык запоминания, а не общения.
Декорации для создания атмосферы можно только представить. Даже камера в смартфоне для записи шоу, скорее всего, будет не помогать, а отвлекать и учеников, и учителя, создавая излишнее напряжение.
Много слов, а суть проста: жизнь ученика, его цели и возможности, а не наши привычки и понимание того, «как лучше». Часто (как я почувствовала на себе) мы работаем «на автомате», повторяя то, что давало неплохой результат раз от раза, не задумываясь о том, чем интервью для газеты лучше ток-шоу.
Справедливости ради стоит заметить, что на подготовку сценария у нас было 20 минут, это был «первый блин», который научил искать живой интерес. Урок на следующий день прошёл гораздо лучше, по моим ощущениям. Я готовилась к нему особенно, постоянно задаваясь вопросами:
Готовиться к уроку с таких точек зрения гораздо сложнее. Кажется, что постоянно ищешь второе дно у привычных вопросов. НО: это по-настоящему увлекательно! Сам процесс подготовки превращается в соревнование с собой, в котором выигрыш — это собственный профессиональный рост и восхищение учеников, которые раньше и не думали, что иногда учиться хочется как тёплого солнышка утром.
«Любимая» тема — «Погода» играет новыми красками, когда нужно не просто озвучить градусы, а выйти из положения как этот милый репортёр из Ирландии. А как вам жёлтый зонтик? Хотите себе такой?
А какие ролевые игры ваши любимые? Почему? Какое место занимают ролевые игры у вас на занятиях? Может быть, помните что-то из времён, когда учились сами?