Из путешествия к морю. Ночь. Звёзды. Маленький бар на берегу. Весёлая музыка заглушает плеск волн, да и мы из-за неё вынуждены кричать вместо спокойного разговора за рюмкой белёсой узы. Мои новые знакомые - Симона и Тереза - совсем разные внешне, одна лет 40, хохотушка, с копной вьющихся волос как у Сальмы Хайек, а вторая едва ли ни в два раза старше, её лицо покрыто морщинками, короткие седые волосы, по несколько серёжек в каждом ухе и невероятно сияющие глаза.
Т: - Мы работаем вместе и давно дружим...
Я: - А где вы работаете?
Т: - В школе. Мы преподаём английский.
Я: - Частная школа или государственная?
Т: - Государственная, у нас средние классы. Ой, девочки, песня супер, я пойду потанцую!
С: - Она недавно пошла на курсы по стрип-пластике и у неё так здорово получается!! Идём смотреть!
И пока мы шли, я мысленно перебирала знакомых учителей, пытаясь кого-то из них представить на танцплощадке (представить шест фантазия мне не позволяла).
Чем больше я общаюсь с самыми разными учителями, тем чётче вижу один и тот же механизм, спрятанный внутри каждого. Все колёсики и шестерёнки крутятся в строго выверенном темпе, по давно сработанному плану, и отвечают за конкретный набор свойств человека.
- Пунктуальность. Когда весь день расписан по минутам, 2 по 45 чувствуется уже без часов. Причём, по этому «расписанию» живёт не только сам преподаватель, но и все его близкие, привыкая звонить во время переменок и не шуметь, когда мама готовится к занятиям.
- Внешность. Обычная, простая и максимально универсальная одежда и обувь. Сумка, в которую поместиться целая жизнь. Если работа идёт со взрослой аудиторией, это, в первую очередь, желание не привлекать к себе внимания, слиться с группой, стать её частью, а если в классе дети — то это необходимость чувствовать себя достойным образцом (идеал у каждого свой).
- Профессионализм. Она знает свой предмет на «отлично» и это естественно. Она не может позволить себе ошибки. Она идеальна. Пусть только в географии для средней школы, но равных ей в этом нет.
- Жесты и голос. Сидя за столом, она складывает руки перед собой «как в школе», закрываясь этой «рамочкой» от всего, что происходит вокруг. Стоя у доски, она указывает на сделанные записи и не знает, куда деть руки, когда ничего показывать не нужно. Интонации поставлены, ежедневные фразы не нуждаются в обдумывании.
- Роль на уроке и в жизни. Чаще лидирующая. Учитель — носитель и источник знаний для всех, кому они необходимы, хранитель уникального богатства, получить доступ к которому можно благодаря правильному отношению к учёбе, выполнению домашних заданий и отличному поведению на занятиях. В жизнь переносится то же: «я лучше знаю» как стиль отношений в семье и «почему ты опять не...?» — попытка отчитать двоечника, исправить ошибки и «натянуть» троечку любимому человеку.
Иногда кажется, что целенаправленно в педагогический идут учиться самые неуверенные в себе люди: профессия укрывает их от жизненных планов при помощи расписания, от соблазна выбора одежды — школьная форма и общий стиль, от бесконечного потока информации — выбранный предмет, от ощущения неловкости в окружении незнакомых людей — роль преподавателя — центра и повелителя класса.
Танцы? Хаотичные (без плана) движения под музыку неизвестного направления (и весьма низкого качества)? На барной стойке (чтобы все видели и оценивали МЕНЯ)? Нет-нет, никогда.
А я приглашаю!