Обратите внимание, пост создан в других реалиях, 2014 год, хотя многие моменты продолжают быть актуальными.
Ещё один отличный вопрос по работе с группой. Оказывается, есть множество разных сторон и поводов для обсуждения. На самом деле, вопросов я вижу здесь три:
- аутентичные материалы и/или бумажный учебник: как выбрать или сочетать
- кипа распечаток: как структурировать
- деньги на «красоту» для каждого студента: где взять и сколько нужно
Из письма:
Елена, всегда с огромным удовольствием читаю о ваших творческих решениях организации занятий, восхищаюсь материалами, которые вы готовите. Однако попытка отойти от учебника и перейти к живому материалу чаще всего заканчивалась для меня крахом, а всё из-за невозможности, например, распечатать таблицу или схему, упражнения, новые слова на каждого студента, а их у меня в группе 8. Конечно, виртуальный учебник живому языку пришёлся студентам по вкусу, но только в течение первых 2−3 месяцев их устраивал такой формат, а потом чем больше материала готовилось, тем тем дольше студенты старательно вписывали его в свои тетради, потеряли систему, запутались, не могли вспомнить, что где и совершенно потеряли ориентиры. Они так и сказали, что хотят настоящего, чтобы карандашом подчеркнуть, перевод подписать, перед сном полистать. Тогда пришлось перейти на учебник, чтобы удовлетворить их потребность в материальности занятий, и вкраплениями давать материал, который разгонял бы их скуку. Теперь вот так и работаем. Ребят такая система, видимо, вполне устраивает, а вот я результатом не очень довольна. Бывали ли у вас такие случаи, когда визуализированный материал был необходим каждому студенту, а финансирование не позволяло предоставить это? У вас много ярких красочных схем, такие наверняка выигрышно смотрятся на фото-бумаге, но каждому студенту не напечатаешься такой красоты.
Елена, какой стороной можно повернуть урок так, чтобы избежать кипы распечаток и создать что-то вроде сборника-путеводителя по языку, который изучающему русский язык мог бы помочь в минуты забвения?
Спасибо,
КсенияОчень часто пишу о том, как сделать урок РКИ из реальной жизни, трудно не заметить, что я не люблю наши учебники. Но, наверное, невозможно найти конкретного материала с мыслями о том, КАК работать без учебника в реальности.
При всех плюсах «свободного полёта», у него есть один огромный минус: курс, основанный на реалиях жизни, спонтанен как сама жизнь. Задумывая «реальные» уроки, мы доверяемся сценариям из окружающей действительности и далеко не всегда вплетаем туда нужную грамматику последовательно и чётко (так как основные наши цели — лексика и адаптация). Абсолютно неудивительно, что спустя некоторое время (скорее, продолжительное), ученики тонут в «живом» материале, не имея возможности зацепиться за конкретную структурированную грамматику, на которой как раз и строятся все учебники.
При всех минусах учебников, у них есть бесспорный плюс: нерушимая структура. Общая для учебника в целом (от простого к сложному) и для каждого урока в частности (система подачи нового материала, отработки и проверки пройденного, которая повторяется в каждом уроке снова и снова).
Можно ли использовать на занятиях такой материал, который имел бы источником реальную жизнь (что я считаю основным критерием для РКИ в России) и структуру, напоминающую учебник?
Да. И создать его абсолютно посильная задача. Если мы берём за основу жизнь, с содержанием курса проблем нет. Проблема — с формой. Для начала я бы рекомендовала осчастливить каждого студента папкой с вклеенными внутрь файлами. Пожалуй, это единственная действительно необходимая трата (сами они купят не то или не вовремя). У нас такая папка стоит рублей 50. Это и есть будущий учебник «из жизни». С реальными страницами, которые ученики вкладывают после каждого урока. Важный момент: на каждый урок — не больше 1 страницы.
Формат страницы должен быть чётким и всегда одинаковым:
- тема урока
- новый материал (кратко)
- упражнения (где подчеркнуть карандашом)
- ссылка на мультимедиа по теме
- ссылка на тест по пройденному материалу (например, Google Forms — пожалуй, лучший инструмент на сегодня)
- Номер урока и страницы в общем строю
Это и будет «гид под рукой», даже чуть больше. Если в классе есть Интернет, именно в on-line формат стоит перенести большую часть того, что вам хотелось бы распечатать. Это удобнее, быстрее и легче в плане подготовки и воплощения. Хорошая рабочая идея — создать для вашей группы группу на Facebook и выкладывать все материалы туда (даже PDF там очень красиво смотрится). Таким образом, у всех будет доступ к пройденному и возможность общения между собой и с вами в любое время вне урока. Никаких финансовых не требуется.
Конечно, нужно сказать честно: работа без учебника — дело очень хлопотное для учителя. Кроме того, что нужно готовить каждый урок «с нуля», нужно ещё и постоянно держать желание учеников идти вперёд, когда они сами почти не видят плана пути (именно для этого нужны страницы в папках, упражнения с карандашом и регулярное тестирование — всё это показывает результат пройденного материала, цели и уже сделанную работу).
Как я говорила выше, в противовес «лёгкости» реального материала очень не хватает грамматики. Как вариант решения можно использовать прекрасную «Living Russian Grammar» (ссылка), авторы Лариса Грушевская, Наталия Битехтина, Юлия Шеина (переиздание 2019). Можно сказать, это аналог всемирно известного Murphy, на котором все мы выросли. То есть, это чётко структурированная грамматика с упражнениями на соседней странице разворота.
Ничего лишнего. Ничего личного. Есть 3 варианта: для начального, среднего и продвинутого уровней (ответы на абсолютно все вопросы нашей грамматики), на английском и французском языках.
P. S. А в 2018 году появился курс Вдохновите!, где собран опыт работы без учебников, подробно и с удовольствием :)