с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
Стиль Важный момент Особый случай

Перфекционизм преподавателя (ч.2)

Результаты теста


В начале этой темы я предложила выбрать один из вариантов. Давайте посмотрим, у кого что и почему.

a. Эмоциональная отдача. Настоящему носителю великого П. этого будет явно мало. Скорее всего, он выберет что-то посерьёзнее. Например,


b. формальное признание эффективности своей работы — высокие оценки за проверочный тест в классе. «Формальное» означает, во-первых, то, что результаты теста не гарантируют любви учеников к языку, их уровень комфорта при его использовании в реальной жизни. Но, если ваша общая цель — только подготовка к тесту, то это 100% вариант. Во-вторых, «формальное» — это фактическое, чёрным по белому, чёткое доказательство того, что вы как преподаватель сделали всё абсолютно верно. Вложили то, что нужно, именно так, как это будут спрашивать на экзамене. Ваш результат в чистом виде.


Вероятный вариант для великого П. К тому же, правильным быть правильно. Кажется, если принять этот «успех» образцом от урока к уроку, в учебном процессе появится лёгкий привкус механики. Но великий П. может пренебречь мелкими погрешностями на пути к Результату.


c. Носитель великого П. вряд ли выберет этот вариант, так как его цель — результат. А здесь ключевое — процесс. В системе жизни великого П. — это другая система координат.


d. Всё или ничего — тоже вариант великого П., и он, конечно же, возможен в прекрасном идеальном мире. В реальности на примере одного урока воплотить все три составляющие одинаково не возможно.

Бороться не нужно


Великий П. — это часть характера. Не вижу смысла бороться с ним с собой. Жизнь и так не простая штука, чтобы ещё и самого себя недолюбливать, шлифуя до блеска. Для более спокойной и разнообразной жизни без страха достаточно изменить один конкретный параметр, немного подспустить колесо — понизить градус своей ответственности за результат. Как?


1. Представить провал провалов

Допустим, урок пошёл не по сценарию, вы представили тему слишком сложно, упустив из виду какой-то важный момент, все сидят измождённые, ничего не соображают, мечтая вырваться из класса. Страшно? Хорошо) Просто уже не знаю, что страшнее придумать)))


И что? Что будет дальше?


А дальше…


НОВЫЙ УРОК! Через пару дней или через неделю. И только носитель великого П. будет всю эту неделю сходить с ума от ощущения собственной никчёмности. Ученики в классе, скорее всего, вообще не вспомнят, ЧТО там было в прошлый раз. Их жизнь наполнена сотней разных событий, среди которых урок иностранного языка — крупинка.


Собираясь на рынок за свежими овощами, мы не имеем каких-то особых ожиданий от моркови. Хорошо, если она просто будет и окажется достаточно свежей для употребления в пищу. Хотя от качества этой моркови зависит наше самочувствие на ближайшее время, мы не выбираем из нескольких сортов, поставщиков, по размеру и диаметру. Почему же готовясь к уроку, мы страдаем переизбытком «а что если вдруг?»?


Подспустив чувство собственной значимости ответственности, вы сделаете колесо жизни неидеальным, но оно почувствует, как необычна дорога, по которой оно катится. Каждый её камушек, песочек и оставленную кем-то колею. Оно перестанет лететь по дороге, но на меньшей скорости вы успеете рассмотреть, на каком окне самые красивые занавески. Тот самый процесс.


2. Пойти своим путём


Как мы понимаем, что сделали ошибку? Сравнивая результат либо с идеальным (который достижим только в нашем воображении), либо с аналогом в жизни реального персонажа (друга, коллеги, известной личности). «Вот у Марины всё идеально…» — думаем мы, стремясь повторить её достижения.


На самом же деле, именно ошибки отличают наши идеальные пути друг от друга. Без своих ошибок мы все были бы как одна Марина. Представляете? Мы все шли бы одинаково ровно или летели одинаково высоко, вели идеальные уроки и строили безупречное настоящее.


Если строить свою дорожку под колесо, не глядя на Марину, работа пойдёт быстрее, с дополнительной силой (которая раньше уходила на сравнение себя с другими), что поможет вам получить желаемый результат раньше.



3. Изменить маршрут

Со школьных времён ошибка - это то, что можно и нужно исправить.
Алгоритм ошибки в тетради:
  • сделать так, как ты думаешь,
  • отдать на проверку кому-то,
  • получить утверждение, что твоя версия не верна (отличается от общепринятых правил или не нравится лично тому, кто проверял)
  • вернуться к сделанному
  • сделать снова с учётом идеального образца
Алгоритм ошибки в жизни:
тот же. Сделал не так - сделай ещё раз, но лучше или иначе. Вернись и переделай. 
Большая сложность в самом этом названии - "ошибка".

Что если сменить вывеску?
"Изменение маршрута". Мой камушек на дороге. Я иду иначе, но продолжаю движение. Маршрут перестроен, вперёд. Вы боитесь изменения маршрута? Учитывая, что никто из нас не знает, где и когда конец пути, шаг влево или вправо только добавит впечатлений :)


История из жизни


У меня есть хорошая знакомая - Ева. Она бросила инъяз в процессе подготовки дипломной работы, поступив на сценарный факультет ВГИКа. Чувствовала Ева, что она сценарист, а не филолог. И пока эта история без happy endа, её фамилия не красуется на афише, оплата текущих расходов складывается по-разному от месяца к месяцу.


Можно ли назвать её изменение маршрута от без пяти минут филолога с образованием в неизвестность искусства мысли ошибкой? Она продолжает путь. Недавно он привёл её в город мечты Париж, где она была счастлива и благодарила судьбу каждое мгновение Путешествия.