с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
Письмо Важный момент Особый случай

Дислексия: как учить и учиться?

Прошло уже 5 занятий, а дальше «здравствуйте» дело продвинулось не сильно. Как и дано в учебнике, я начинала с простейших фраз, написанных даже транслитом, расписывала их на доске, чтобы услышать хоть что-то в исполнении ученика. Задания «на слух» шли лучше, но как только я просила записать хотя бы одно слово, человек бледнел, краснел, очень старался, но толком я не могла разобрать ни одной буквы. Пытаясь переключить его со сложностей, я, пусть и по-английски, болтала с ним о разных текущих событиях в жизни и обществе, благодаря чему (в том числе) у нас сложились в меру тёплые отношения.


И вот, в начале урока с заданием «заполните пробелы словами» он произнёс ключевую фразу: «Лена, я давно хотел вам сказать... Я — дислексик.» С одного моего плеча гора свалилась, а на другое — прибавилась. Спасибо, Екатерина, что напомнили мне эту историю:



Из письма:
Елена, надеюсь, не напрягу вас ещё одним вопросом, потому что с ним действительно не к кому обратиться. По поводу дислексии(( Только на уроках наших я сказала, что никогда с этим не сталкивалась, и вдруг новый ученик говорит о своём недуге...

И я столкнулась с трудностью, ведь совсем нет опыта работы с такими людьми.

Не могли бы вы посоветовать, как преподавать язык таким людям? Я понимаю основы, что им бесполезно давать много написанного текста, и лучше отдать предпочтение видео, аудио и текстам с выделением основного материала, верно? 

Очень надеюсь на вашу помощь.
Екатерина


На тот момент это был первый мой "особенный" ученик, но, чем дольше мы занимались, тем больше я узнавала дислексиков в своих школьных друзьях (тех, на кого вечно орут наши учителя "Миша, пиши! Ты что? Не видишь что ли? Лентяй!";) и знакомых. 


Википедия: Дислексия — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.

Проще говоря, такие люди не читают и не пишут (иногда частично), а во всём остальном они абсолютно прекрасны: потрясающие собеседники (любят много говорить, красочно описывают происходящее, так как воспринимают мир образами, обладают хорошей слуховой памятью). Например, мой любимый Джэйми Оливер. В нашей школе им скидок не делают, просто считая ленивыми, капризными и неумными (ведь добрая часть заданий у нас именно "перепишите, запишите, выпишите...";), а за рубежом к ним относятся с пониманием, для них разрабатываются специальные программы адаптации и обучения. 


Как только все мои слова (лексика) перешли в картинки, диалоги расположились на карточках по мелким частям, а грамматика разделилась на простые составляющие в тех формах, которые используются в первую очередь, наши занятия стали невероятно эффективными. Он впитывал как 33 губки! Ему стало действительно легко и приятно учиться, он хотел продолжения занятий, когда я уже не работала в школе, что я считаю дорогим комплиментом. 


Вот основные уроки, которые дал мне тот удивительный человек: 

  • Лучше меньше, да лучше - это про него. Если работаем с лексикой - то в картинках (видео), избегая необходимости читать и переписывать с доски. Много слов и 1-2 функциональные фразы к ним (1 кирпичик). Чтобы в результате построить разговор из "кирпичиков", сделанных на прошлых уроках.
  • Если работаем с грамматикой, то "одеваем" её в майнд-мэпс, палочки и кружочки, максимально дробя материал (фокусируемся на чём-то одном, 1 урок = решение 1 задачи = 1 победа).
  • Задания должны быть "стандартными" (2-3 вариации, по одной в уроке) и понятными с первого взгляда, чтобы не нужно было каждый раз переосмысливать инструкции к заданиям, а сразу взяться за выполнение задачи. Вместо задания "напишите" - задание "подчеркните".
  • В каждом задании должно быть не больше 5-7 фраз (предложений) для работы.
  • Он медленно запрягает, но быстро едет, собирая главный результат по кирпичикам. Важно отмечать маленький результат каждого урока, чтобы ему хотелось идти дальше.
  • Он не гонится за результатом, он анализирует процесс (не стоит задавать высокий темп выдачи новых знаний, он должен чувствовать, что хорошо знает пройденное, прежде чем идти дальше).
  • Идеальный формат занятий 2-3 раза в неделю по 60 минут (так как во время занятия такие люди максимально концентрируются, а в таком состоянии трудно находиться долгое время).
  • Даже при 60 минутном занятии такие люди 30% времени говорят о вне учебных реалиях (чтобы переключиться с "высокого напряжения";), что абсолютно нормально и помогает им открыть второе дыхание.
  • Коротко и без построения текстов, с картинками и видео и простыми вопросами к ним - резюме всех рекомендаций. Такие люди очень хорошо запоминают образы и аудио-материалы, с ними интересно и легко работать, зная, в чём их сильные стороны

Позднее я специально изучала этот вопрос. У нас таких людей в основном лечат как больных. А не у нас делают простые презентации о практике успешной работы вместе (ссылка). 


Встречались ли вам такие люди в работе и в жизни? 


Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта в 2014-16гг): 


Анна 01.06.2014 17:54:08
Прочитав Ваши рекомендации, я поняла, что одна из моих учениц - классический дислексик. Я уже два года бьюсь над тем, чтобы освоить уровень Elementary, но каждый урок как будто начинаешь сначала. Чего я уже только не придумывала! Ученица по профессии дизайнер. Ей её профессия нравится, выбирала она её осознанно, ещё в школе рисовала на обложках тетрадей наряды. Сегодня, услышав какую-то красивую песню, она может на её основе создать коллекцию одежды (к вопросу об аудиообразах). Единственные английский слова, которые она запомнила железно - это прилагательные из учебника "New English File", где они сопровождаются забавными рисунками. Ну и еще, пожалуй, слова, для которых она сама делала карточки с рисунками. Грамматику запоминает только как конструктор, в виде рисунков с прямоугольниками, квадратиками, кружочками, которые надо заполнять лексикой. 

Любая чуть-чуть нестандартная инструкция к заданию вводит в ступор или лишает желания что-то делать ("Я не сделала домашнее, потому что полчаса пыталась понять, что там надо было сделать"). Как только она не чувствует результат, начинает считать себя дурочкой, плакать, звонить подругам... 

Бессмысленно пытаться вложиться в рекомендуемую Oxford продолжительность курса: чуть что-то непонятно, дальше только всё наваливается. Успех только при фундаментальном освоении каждого момента, а ПОТОМ движении вперёд. Больше 60 минут усидеть не может. Даже если она не видит часов, всё равно к 50-ой минуте начинает тупить, путать буквы в элементарных словах и спрашивать: "Уже, наверное, час прошёл?". Если есть возможность отклониться от хода урока и обсудить что-то позитивное, после такой паузы работается гораздо лучше. 
Так что все Ваши рекомендации верны и проверены на практике. (Каюсь, лень бывает на каждый урок находить песни, диалоги и море картинок, но без этого урок, к сожалению, всё равно на 80% проходит зря...).

Елена Танцева 02.06.2014 09:26:46

Анна, большое вам спасибо, что не прошли мимо и рассказали свою историю. Похоже, что таких особенных студентов гораздо больше, чем кажется. Наверное, у каждого преподавателя хотя бы по одному). Я очень рада за вашу ученицу! Во-первых, она выбрала себе профессию, которая превращает её сложности в преимущества, а во-вторых, ей очень повезло с преподавателем! Вы - настоящий герой, если ваши занятия идут уже не первый год. Благодарю вас и желаю терпения!