Александровский сад, напротив родного журфака МГУ, после экзамена. 2008 год
Листовка на доске объявлений у деканата сообщала об очередном наборе на 3х-месячные курсы «Методика преподавания РКИ» МГУ. Это был последний семестр, где уже не было утренних лекций, поэтому я легко нашла время для посещения этих занятий трижды в неделю с18 до 21часа, не опасаясь проспать первые пары.
Резюме преподавателя РКИ я разместила на hh, едва получив розовую бумажку-свидетельство об окончании курсов. Улыбаясь солнышку, я шла на собеседование в британский языковой центр.
«Понятно, что вы сейчас ничего не знаете и не умеете, но ваш настрой мне нравится, да и преподаватели нам очень нужны. Есть заявка на урок послезавтра. Если ваш урок понравится, подпишем с вами контракт. Вот вам полка с учебниками, готовьтесь. Уровень ученика — с нуля. Удачи вам,» — с лёгким сарказмом заключила HR.
Старший преподаватель в британском языковом центре. 2012 год
Следующий год был полон сомнений. В известных учебниках я видела совсем не то, чего от меня ждали на занятиях. В первые месяцы я активно «ксерила» части уроков отовсюду, полагая, что, если мне что-то не нравится в одном учебнике, объединив несколько, я сделаю лучше. Кипы мохнатых распечаток создавали сумбур в сумочке и мыслях учеников. Спасало личное обаяние и... тот самый настрой :)
Примерно через год работы 6 дней в неделю с 8 утра до 10 вечера я почувствовала, что живу не от урока к уроку, а вижу русский язык в новом ракурсе и знаю, что именно нужно людям в первую очередь. Благодаря такой интенсивной работе, я получила опыт с самыми разными людьми и их целями, уровнями и результатами. На смену нескольким учебникам пришли собственные разработки, вместо бессонных ночей подготовки — умение адаптировать один материал для разных случаев.
Мне запомнилась смска одной ученицы. Я занималась русским языком со всей её семьёй, у родителей был очень высокий уровень, (а дочка-поросток начинала «с нуля»), поэтому мы могли на любые темы говорить по-русски. Она писала:
«Не бойся. Да, ты моложе их всех, но ты умеешь работать, пусть и делаешь это иначе. У тебя отлично получается, покажи класс! Я в тебя верю».
Удивительно было получить от неё такое сообщение. У нас был, скорее, деловой стиль общения, она намного старше меня. За пару дней до этого я рассказывала, что у меня будет первый в жизни мастер-класс для коллег-преподавателей РКИ по использованию новых технологий на уроках, и я боюсь, что меня не поймут, ведь я самая младшая в коллективе и с техникой наши преподаватели «на вы».
Это был трудный день. На меня смотрели сверху вниз в силу моего возраста и положения (не профильный филолог, опыт работы 2 года и тема про какие-то там программы и сайты), но в результате директор центра сказала: «Ничего. Просто не все пока готовы к переменам». Это был 2012 год.
Отправляться в свободное плавание было страшно. Вопрос о том, кто придёт за опытом неизвестной девочки, когда всем нужен официальный диплом с печатью, сводил к нулю вероятность малейшего успеха. Но тогда я снова выбирала сердцем, а не разумом, решив, что у меня есть, чем поделиться, и я просто не хочу оставить всё это только внутри себя. И Вселенная мне улыбнулась, послав заинтересованных людей, а с ними — свет на моём пути.
Первый серьёзный сайт и фотосессия для него вместо случайных картинок из альбома, личные мастер-классы и адаптация курса для комфортных занятий по Skype, блог, наполняемый с 2012 года каждый вторник и четверг, живая Мастерская для Преподавателей, вопросы аренды и энергоснабжения, переход на новую платформу и работа с фантастической командой, люди которой так же, как и я, горят желанием делиться и менять мир к лучшему — всё это моя жизнь за прошедшие несколько лет.
Да, сейчас, как и тогда, вопрос: "А выдаёте ли вы диплом о повышении квалификации?", остаётся главным для многих, кто интересуется направлением РКИ. Можно получить все дипломы мира, но решение о том, получаете ли вы эту работу зависит только от того, понравился ли ваш урок ученику. А нравится он тогда, когда вы умеете сделать его красивым и ярким, знаете, куда вести дальше, и сами получаете удовольствие от процесса. По моим наблюдениям, на курсах с дипломами этому не учат совсем :)
Да, со временем стало ясно, что мои курсы и общепринятая у нас система обучения иностранцев — это совершенно разные пути, хотя язык у нас у всех один и тот же. Но тот самый первый мой мастер-класс научил меня не бояться идти смелее своим путём. Будем идти! Впереди ещё много желаний и планов, поэтому...
Поэтому я ответила маме: «Нет, я не могу всё бросить. Я люблю то, что делаю. Это моё».
— Не пожалеешь потом? Смотри... Условия хорошие, стабильность и уровень другой совсем.
— Не знаю. Посмотрим в следующие 10 лет.