с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
В группе Важный момент

Курсы РКИ: что учителю важно знать заранее


Из письма: 

Здравствуйте, Елена!

Я учитель английского. Три дня назад мне предложили вести курс русского языка для
начинающих: 30 часов (15 лекций) для взрослых (25-60лет) от 16 до 25 немцев в
группе (еще нет всех деталей). Я тут же согласилась, потому что мне это не только
интересно, но и найти работу  здесь ОЧЕНЬ сложно. Заниматься этим буду впервые.
По сколько курс начинается примерно через 2- 2.5 недели, время почти нет на
подготовку, Система изучения английского другая, чтобы её, так сказать,
переформатировать и перенести на русский. Перечитала массу информации как
подготовить курс для начинающих, как сформировать лекции и т.п., в голове только
больше неразберихи в результате. Изобретать велосипед не то чтобы не хочется,
времени нет. Очень прошу о помощи и совета.

С уважением,
Тамара 


Где бы вы ни преподавали, каким бы другом ни был вам директор языковой школы, и как бы явно РКИ ни казался вам единственным вариантом работы, перед началом занятий обязательно уточните у работодателя:

1. Какой результат должны получить учащиеся от занятий с вами?


Варианты ответа:

а. Сдача теста на сертификат (ТРКИ). Например: он бывает нужен для резюме, карьерного роста или получения разрешения на работу или гражданства.

б. Умение общаться с русскими людьми в ситуациях, обусловленных их профессиональной деятельностью. Например: русский язык для сотрудников отеля и других представителей туристического бизнеса.

в. Русский язык для себя. Например: многонациональные семьи, люди, для которых изучение языков — хобби или дополнительные занятия в университете.

г. Организатору курсов не важен результат учеников, главное — собрали группу и нашли носителя языка, который, не уточнив деталей, согласился вести занятия.


2. Есть ли готовая программа, по которой должен быть проведён курс?


Варианты ответа:

а. Да, организатор предоставляет учебные материалы преподавателю и ученикам в бумажном или электронном виде. Например: у вас всё бумажное, а ученикам распечатывают только письменные упражнения, а учебник — в PDF.

б. У школы программы нет, так как предполагается, что преподаватель находит материалы сам (для последующей раздачи ученикам) и подаёт их на уроке, руководствуясь своими представлениями о том, что такое хорошо. Тот же вариант кроется за формулировкой «Вам даётся полная свобода действий». Тогда сопоставьте количество часов на подготовку уроков и материалов к ним (распечатка, раздача, проверка) с возможным гонораром. Важно не уйти в минус, если возможность получить не только опыт, но и деньги для вас важна.


3. Будете ли вы нести какую-то ответственность за результат обучения?


Часто школы, приглашая учеников на курс иностранного языка, гарантируют прохождение теста или свободное общение на этом языке за две недели занятий, или ещё какое-то волшебство.


Варианты ответа:

а. Да, школа обещает, что после курса ученики сдадут тест. Если вдруг кто-то не сдаёт и приходит с вопросом к директору, он переводит стрелки на вас, а вы — на мироздание. У директора — зарплата, у вас — потрёпанные нервы.

б. Нет, никакой ответственности нет, главное — чтобы люди платили деньги (если в первом вопросе ответы бв или г). Если так, можно брать любой учебник из Гугла по запросу «курс РКИ для начинающих» и идти по нему, разбавляя грамматику личным обаянием.

---

Обращаюсь к преподавателям: Друзья! (Особенно начинающие преподаватели). Не дайте себя использовать как дешёвую рабочую силу, готовую на всё, лишь бы получить эту работу. Поверьте, вести занятия (готовиться к ним) — это очень тяжёлый труд, требующий умственных и эмоциональных затрат, не говоря уже о времени и нервах. Работа официантки в соседнем кафе в разы проще, а по количеству заработанных денег, увы, сопоставима. Начинать преподавать РКИ стоит только в одном случае: если это единственное дело, к которому у вас лежит душа (преподавание любого языка в принципе), если у вас уже был любимый опыт этой работы на родине и вы хотите его продолжить в новой стране, с новым взглядом на родной язык. И даже если всё так, преподавание русского — это отдельная песня, не похожая на английский и другие языки, работе с ним стоит учиться, а значит (как минимум) посвятить этому время.


Обращаюсь к руководителям языковых школ, центров, курсов: Товарищи! Перестаньте продавать котов в мешке! Мне уже страшно становится от количества вопросов от людей, внезапно для себя ставших преподавателями русского языка, нанятых школами, в которых элементарно нет учебников, даже PDF-ных копий (когда их подготовят для легального скачивания наши издательства — отдельный вопрос, я узнавала, не слишком скоро, увы для всех). Не говоря уже о бумажных носителях (хотя кто их, бумажные, почти килограммовые, повезёт через границу — тоже вопрос понятный, никто) и книгах-руководствах для преподавателя (с удивлением обнаружила, что книга для преподавателя по двум уровням «5 элементов» электронная продаётся на Литресе и в Гугл Плэй). В том, что большинство наших учебников по РКИ выложены в интернете в свободном доступе, секрета нет, так распечатайте их красиво! Сделайте брошюровку! Добавьте 5 евро к стоимости курса, но пусть ученику будет приятно иметь свою личную копию и носить её на занятия (можно, кстати, не сразу всё распечатывать, чтобы тяжести не таскать). Вы же тем самым продлите желание человека ходить на курсы и платить вам деньги.


А забота о преподавателе обезопасит вас от негативных отзывов учеников и ненужных проблем с репутацией. Вы-то знаете, что берёте человека без опыта, какого результата вы от него ждёте? Знаю, что многим из вас всё равно. Помню, я и сама, работая в Москве, участвовала в таких беседах:


— Леночка, а вы завтра могли бы провести кросс-культурный курс для сотрудника компании N с 14 до 17 часов?

— Да, у меня будет время. А где можно взять материалы?

— А это где хотите, мы вас ни в коем случае не ограничиваем. Язык общения английский.

— ...


И Леночка шла не спать ночь, создавая презентацию по кросс-культурной бизнес-коммуникации, которая, оказывается, предлагалась на сайте школы уже не первый год, но сотрудник компании N оказался первым, кто ею заинтересовался. А Леночка удачно оказалась свободной в ближайшую ночь. Мной двигало одно: я знала, что работаю на свой опыт, дело, которым буду заниматься важную часть жизни, долго и с удовольствием. Если бы я была «внезапным» преподавателем, я бы тоже согласилась, но сделала бы всё в меру опыта так, что школе бы ещё пришлось извиняться. Безо всяких направляющих со стороны руководства у меня было бы на это полное право и отсутствие угрызений совести. Помогайте преподавателям! Они же деньги для вас зарабатывают, они та самая золотая курица, лучший уход за которой окупится сторицей.


К чему всё идёт в итоге? Письма, подобные сегодняшнему, приходят мне каждую неделю. Кажется, интерес к русскому языку заметно растёт, преподавателей активно ищут и находят. По большей части — Европа. И хотя это всё отдельные примеры, отдельно взятых школ и преподавателей, но... На мой взгляд, уроки РКИ всего мира — это наше общее дело на пути к общности людей, создания имиджа страны, ценности её культуры на мировой арене и восприятию её людьми из других стран. Вклад в это общее дело в руках каждого из нас, в интересных и красивых учебниках по русскому языку, в хорошем настроении преподавателя, который с удовольствием делает свою работу.