Нас спрашивают и мы спрашиваем, всем нам хочется конкретики. Мы привыкли к цифрам в повседневной жизни: пробуя новый рецепт, мы ориентируемся на указанное время приготовления, отправляясь в путешествие, задаём 6 дней/7 ночей, даже на обложке некоторых книг и под заголовками статей обозначается «Время прочтения» 2 часа или 7 минут. То, что отправляясь в путешествие за новым языком, человек хочет уточнить привычный параметр — время — естественно.
Проблема в том, что мы толком не представляем, что собираемся оценить (изучение языка — не варка спагетти, на пачке которых написано 8min), во-первых, во-вторых, мы не знаем способностей человека, который нас спрашивает (обычно это вопрос для первого урока). Но пара неизвестных в этом уравнении не снимает с нас необходимости дать единственный верный ответ.
Давайте слегка поменяем декорации вопроса. Представьте себя в спортзале с вопросом к тренеру: «Скажите, а когда я увижу кубики на своём животе? Сколько тренировок мне понадобится?». Думаю, даже профессиональному спортсмену, способности, рацион и расписание тренировок которого тренер знает наизусть, точного ответа не услышать. Что уж говорить о человеке, купившем абонемент в спортзал со свободным посещением и тайной любовью к пирожным перед сном? Вопрос про уровень владения языком — абсолютно то же самое. Уроки — та же тренировка, есть ли пирожные или подкачать пресс — дома каждый решает сам.
Увы, наш самый честный ответ: «Всё будет зависеть от вашего старания (желания)» мало кого мотивирует на подвиги, почти приравнивается к «никогда» и ставит под сомнение целесообразность старта, поэтому я давно им не пользуюсь. Вместо этого я резко меняю угол зрения, переводя все стрелки на себя.
"Я сделаю всё возможное, чтобы вы почувствовали результат как можно скорее. Обычно 10 уроков достаточно, чтобы разобраться с планом на будущее. Давайте начнём с этого, а дальше посмотрим. За эти 10 уроков вы сможете: (список тем и результатов)".
Важные моменты такого ответа:
Здесь мы подходим к мысли о том, что только при курсовом предложении можно гарантировать ученику результат.
"Пробный урок", "несколько занятий", "регулярные занятия" - всё это самые частотные формулировки в предложениях преподавателей иностранного языка, которые на самом деле обещают воздух. Путешествие без конца. Старт без финиша. Ослик без морковки - ноль мотивации.
10 - конечно, цифра условная. Кого-то, возможно, больше привлечёт цифра 5 (тоже вариант, но и результат - пополам). Важно то, чтобы эта цифра была преодолимой. Чтобы в начале пути человек понимал, что дорога ему по силам. Поэтому же и тоненькие учебники вызывают больше желания познакомиться, чем почти килограммовые (вспомнилась кстати дорога... "Дорога в Россию". 4 книги по 800 грамм) с больше, чем сотней страниц.
Уровни владения русским языком как иностранным языком (для экзаменов) соответствуют Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (CEFR). Требуемые навыки и часы на овладение ими можно найти на сайте Центра подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку МГУ имени М. В. Ломоносова для каждого уровня в отдельности, как и информацию о подготовке специалистов-тесторов.
Главной целью преподавателя при подаче такого курса мне видится наполнение уроков. Провести те самые 200-300 академических часов, наполнить их смыслом так, чтобы ученик не бросил занятия после первых 10, гораздо важнее для общего результата, чем озвучить эти совершенно конкретные цифры.
О возможностях наполнения уроков РКИ рассказывает и "показывает" мой курс. Он никак не соотносится с системой уровней ТРКИ, но даёт другой взгляд на русский язык и умения, которые помогают удержать интерес и получить результат для ученика любого уровня и цели обучения (а подготовка к экзамену - только одна из них).