с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
Важный момент Особый случай В группе

5 подсказок для работы в группе с разными уровнями

Продолжая тему работы в группе, начатую недавно, хочется рассмотреть один каверзный практический вопрос: что делать, если пока одни ученики с трудом поняли задание, другие его уже выполнили и скучают в ожидании нового материала? Чтобы и овцы остались целы, и волки не потеряли желание охотиться.

На самом деле, мы работаем с мультиуровневыми группами гораздо чаще, чем кажется. 


Совсем не обязательно участники группы начали заниматься изучением нового языка в разное время (кто-то "с нуля", а кто-то уже читает), достаточно того, что они по-разному (например, с разной скоростью) воспринимают информацию. И чем больше ваша группа, тем заметнее разница, которая в итоге выражается во времени ожидания нового задания быстрыми и знающими "отличниками". Как быть?


1. Сразу и спокойно признайте простую истину: всем угодить не возможно. Каким бы вы лично ни были мастером своего дела, прекрасным человеком, красавицей и героем в одном лице - всё = кому-то будет хорошо только на 77%. Даже знаменитое маленькое чёрное платье идёт не всем. Решение? В нашем случае - индивидуальные занятия или мини-группа 3-5 человек. Только там можно смело рассчитывать на все 100.


2. Ориентируйтесь на уровень большинства. Не важно, высокий он или низкий. Чем больше людей будет на одной волне, тем комфортнее им будет вместе, а вам - проще планировать учебный процесс, поддерживая более слабых и давая дополнительную нагрузку тем, кто посильнее (и тех, и других будет не много в сравнении с "базовой" частью группы).


3. Организуйте парную работу. Замечали ли вы в школьные годы, что за одной партой с отличником сидел, как правило, такой же примерный ученик? В крайнем случае - хорошист. Причём, не редко один тянул за собой другого. Удивительно, но во взрослом обучении работают те же правила. Немного узнав друг друга, люди сами выбирают себе места "по ролям", и даже если рядом оказываются две противоположности, "отличник" оказывает на соседа сильнейший терапевтический эффект :). Предлагайте им писать диалоги, придумывать вместе истории, задавать друг другу вопросы и вы увидите, как более активный ученик "заразит" своими умениями партнёра или даже всё своё ближайшее окружение.


4. Готовьте короткие задания для "отличников". Это легко, не отнимет у вас много времени и займёт их возможное "свободное" время. На каждую часть урока можно разработать дополнительные задания на отдельных листочках (одинаковые для всех, кто посильнее). Даже если это уроки для начинающих. Что-то типа "Распределите глаголы из списка на 2 группы", "Придумайте словосочетания со словами...", "Какие цвета вы видите на картинке", "Вставьте пропущенные..." и что угодно подобное.


5. Объедините "лидеров" в мини-группу. Это наименее удобный, с точки зрения преподавателя, но наиболее эффективный для учеников вариант. С одной стороны, вы явно дадите понять группе расстановку сил (некоторых это подстегнёт, а кого-то может расстроить), с другой - дадите более сильным ученикам возможность заниматься в своём темпе, без "выжидательного" камня на шее. Чтобы вести их таким путём, вам понадобится готовить отдельный план, но, возможно, это не такая уж большая плата за качественно лучший результат.


Если же в группе складывается обратная ситуация - большинство гораздо сильнее нескольких "других" учеников, то в работе с ними потребуется особая деликатность (чтобы он(и) не чувствовал(и) себя хуже всех и оттого вообще не мог(ли) сказать ни одного слова) и система поощрений для поддержания мотивации к дальнейшему обучению (если что-то не получается сразу, легче бросить, чем трудиться над продолжением пути). Если для кого-то такая тема актуальна, я напишу об этом отдельно.