Спасибо моей давней замечательной подруге и коллеге Наташе Лазич за вдохновение и тему для этого материала. Она несколько лет успешно преподавала РКИ в Сербии и сейчас продолжает работу в том же направлении здесь, в Москве. Мы виделись совсем недавно за чашкой чая и обсуждением текущих дел. Разговор как-то просто и без лишних стеснений перешёл в плоскость зарплаты.
«Лена, я хорошо знаю Сербию со всех сторон, в том числе, я абсолютно уверена, что там „крыша“ берёт себе меньше, чем языковая школа в Москве!» Речь шла о разнице стоимости часа для студента и оплаты часа преподавателю. Мне очень понравилось такое справедливое сравнение и я вспомнила свои грабли.
Волей случая (мне бы в голову не пришло выяснять это намеренно) мне попалась на глаза цифра-цена в контракте между школой и клиентом. Увидев её мельком, мне показалось всё абсолютно честно: 50/50. В следующую секунду я увидела "за ак.час" и мир мой перевернулся. Резко и чётко до 25%.
Как человек с обострённым чувством справедливости, через день я отправилась к руководству с прямым вопросом «Почему так?». И получила развёрнутый ответ о том, что в эту стоимость входят расходы на содержание офиса, зарплату менеджеров, покрытие текущих расходов и то, что в итоге выдаётся мне «на руки» совсем не плохо, учитывая, что у меня «белая» зарплата по трудовой со всеми отчислениями, оплачиваемый больничный и отпуск. Это меня успокоило. Я подумала, что и правда.
Честно говоря, я так любила свою работу, что сама была готова ей приплачивать. В те времена мне хватало небольшого количества денег на всё про всё, и я больше не возвращалась к этому вопросу. Насколько я знаю, и сейчас (спустя 5 лет) ставки преподавателей не поднимались. Один очень разумный финансовый директор как-то объяснил мне в чём дело: «А зачем платить больше, если люди работают и за то, что им платят сейчас без всяких вопросов?». Действительно, на месте директора я бы не видела смысла просто так отдавать свои деньги, когда можно отдавать их минимум.
Скромность — отличительная черта преподавателя, украшает человека, но оставляет голодным.