с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру
Важный момент

Можно ли заработать на хлеб уроками РКИ?

Вспоминая недавний финал занятий в группе, слегка улыбаюсь тому, как прошла наша «вопрос-ответ-сессия»: 3 из 5 бумажек в шляпе содержали один и тот же вопрос «Сколько стоит урок?» и ещё одна — «Какая у преподавателя зарплата в месяц?». Продолжило тему недавнее письмо, автор которого рассматривает преподавание РКИ как будущий основной источник дохода. Отвечая на поставленные вопросы, хочу поделиться опытом и прямо рассказать о том, что было у меня лично, и что я слышу от коллег, работающих в различных школах, центрах, на курсах и на себя. Дорогая Анна, нас с вами объединяет общее начало: факультет журналистики. О том, как я получила свой первый урок после него и курсов МГУ, я уже как-то писала. Давайте расширим тему с учётом современных реалий:


Из письма:
Елена, здравствуйте!

Меня зовут Анна, я окончила факультет журналистики, владею четырьмя
языками и хотела бы заняться преподаванием русского как иностранного, в
первую очередь пойти на курсы в МГУ. Я понимаю, что у вас и так, наверное, много дел, но, возможно, найдётся пара минут, чтобы мне ответить. Я увидела ваш блог и решила обратиться к вам, как к человеку с опытом)

Хотела спросить у вас совета в профессиональном плане, так как
совершенно ничего не знаю о спросе на РКИ. Вы не могли бы сказать, это действительно востребовано? То есть можно ли зарабатывать этим на хлеб? Есть ли потребность в преподавании, есть ли смысл оканчивать курсы в университете. Повторюсь: вопросы довольно наглые, но вот хотелось узнать мнение профессионала.

Заранее большое спасибо!
Анна


Коммерческий успех преподавателя РКИ (как и любого иностранного языка) во многом зависит от места работы. Вариантов три:

Университет (работа на курсах), частная языковая школа и работа на себя. Университет открыт для соискателей с профильным образованием (филологическое, лучше — со специализацией РКИ). Исключение — летние языковые курсы, на которых мало кто из опытных преподавателей остаётся работать, предпочитая заслуженный отпуск. Поэтому при удачном стечении обстоятельств у преподавателя-новичка есть шанс попробовать свои силы и, хорошо зарекомендовав себя, зацепиться там на будущее. Учебная программа (как правило) чёткая, зарплата — минимальная, примерно 300 рублей за академический час (для начинающего, возможно, меньше).

Частная школа отличается от университета главным образом учениками (не студенты) и их целями (не экзамены). Первое, на что обращают внимание hr-менеджеры на собеседовании — ваш пробный урок. Его стоит подготовить заранее, иногда его тему говорят перед собеседованием, иногда рассчитывают увидеть, как вы импровизируете. Очень многое зависит лично от человека, который вас там встретит. В моём случае всё было просто: «Я знаю, что после курсов вы ничего не знаете и не умеете, ваш первый урок через 2 дня, вот вам учебники, готовьтесь, посмотрим на feed-back». Так я попала в профессию.

Первые года 3−4 были чрезвычайно счастливыми: я бегала по урокам с 6.30 до позднего вечера, получая невероятное удовольствие от общения, процесса работы и результатов. Мне казалось, что это я должна доплачивать своей работе за такие возможности, а не она мне. Зарплата в частных школах выше, уходя с позиции старшего преподавателя я получала 420 рублей за академ и это считалось хорошо.

Попасть в частную школу, по моему опыту, не сложно, так как там, во-первых, смотрят на то что и как вы делаете, во-вторых, там всегда большая «текучка», почти как в ресторанах, так как преподаватели, устав от рутины, переходят в офис, потом обратно, и так всегда. Переполненным штат РКИ-шников не бывает. Ставка преподавателя РКИ всегда ниже, чем преподавателя английского или другого языка. Дико признавать, что якобы мы все носители русского языка, ничего особенного в нас нет, поэтому и платить особо не за что. Или это просто красивая отговорка работодателей. Всё равно ведь никто не жалуется, преподаватели РКИ традиционно самые скромные, тихие, готовые работать за идею и мирумир, чем сложно не воспользоваться бизнесмену, открывающему собственную школу.

Важная оговорка: начиная работать, я жила под крылышком родителей, вся моя зарплата уходила на развлечения и платьица, даже оставалось на отпуск в Египте дважды в год. Самое удивительное: с того момента прошло ещё 5 лет, а ставки преподавателей выросли меньше, чем на 100 рублей. И я знаю многих преподавателей, кто умудряется на эти деньги снимать квартиру и ездить на машине в кредит. Я бы им памятники ставила. Нет предела их терпению, о чём я уже однажды говорила в заметке о зарплатах преподавателей у нас и в Сербии.

Большой плюс школы — стабильность. У хорошей школы ученики есть и будут всегда за счёт собственного имени и репутации. Кроме того, после определённого срока с руководством школы можно вести разговор о переходе с контракта на работу по трудовой, так вы получите социальные гарантии, но чистая зарплата может стать ниже. А ещё — приятный коллектив и корпоративные вечеринки бонусом.

Работа на себя — моё любимое. Уроков ведёшь меньше, а получаешь больше. Среди иностранцев, за уроки которых не платит их компания, есть чёткое понимание, что лучше заплатить вам лично ту же сумму, что просят в школе, чем отдавать школе процент. Поэтому на себя работать выгоднее.

Но есть один секрет, волшебное слово «вкалывать». Именно это придётся делать большую часть рабочего времени, особенно в начале своего творческого пути. Вкалывать будет нужно по двум направлениям: продвижении себя и повышение качества своих уроков. Именно в таком порядке. Работа на платформах-агрегаторах типа iTalki — тоже вариант для многих преподавателей иностранных языков, РКИ в том числе. Забот о продвижении меньше, но и чистый заработок чуть ниже с учётом процента платформы.

Какой вариант вы ни выбрали бы для начала, первыми нужно решить эти три задачи: представить, кому и как вы хотите себя представить, чем ваши уроки лучше, чем у соседки по квартире, и как всю эту информацию донести до будущих учеников. Не обязательно решать их сразу все и одновременно, можно спокойно и по очереди, но планомерно. Прикинув бизнес-план, стоит браться за создание собственных уроков, классных, интересных, незабываемых, таких, чтобы вы точно стали последним преподавателем в списке упорного соискателя.


Хорошие уроки дают работающие рекомендации, благодаря которым появляются новые ученики и некоторая стабильность. Оформление ИП (как вариант покупка патента) даст те же социальные гарантии, что и школа. Спрос на рынке не упал, экзамены (ТРКИ) стали даже более востребованы, иностранцы-сотрудники компаний стали автоматически получать в два раза больше, чем пару лет назад (но конкуренция среди них ужесточилась).

Пожалуй, самое важное: вкалывать можно только тогда, когда вы всей душой любите своё дело, вы готовы спокойно и терпеливо ходить по кругу с лучезарной улыбкой. Без любви не стоит даже пробовать, лучше сразу идти в помощники руководителя, флористы, модели, ведущие свадебных торжеств или выбрать другое дело. Когда начинаешь с любовью, любое дело ладится, и результат не заставит ждать себя долго.