с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру

Преподавание РКИ как хобби

Действительно, родной язык — предмет знакомый каждому наилучшим образом с детства, пары «проверенных» учебников кажется вполне достаточно для понимания методики, плюс личное обаяние как главный залог успеха, и вот — преподаватель готов! Причём, так происходит с абсолютно любым языком, но я, естественно, рассмотрю подводные камни русского. Мастер-класс «Как построить урок» является одним из самых востребованных из всего курса даже для опытных преподавателей, а начинающим, похоже, он и вовсе представляется волшебным эликсиром (речь в письме идёт о предыдущей версии курса):


Из письма: 

Т.е. мастер-класс - это аудиозапись и презентация? А потом мы просто обсуждаем всё увиденное и услышанное в скайпе? Я раньше не занималась преподаванием, но всегда любила русский. Но, признаться честно, больше мне нравится общаться с иностранцами и
преодолевать культурные и языковые барьеры. Говорю на английском и на испанском. Уже есть знакомые-иностранцы, готовые заниматься со мной по скайпу.
Давно хочу воплотить эту идею, но внутри присутствуют неуверенность,
незнание с чего начать, и страхи, сказать что-то не так или неумение
ответить на какой-то вопрос… Веду страничку в инстаграм, также есть сайт.
Если все обобщить, то нужно сделать первый шаг, и для этого мне нужен
мотивационный "пинок", чтобы начать и преодолеть страхи. Вот в общем-то и
вся моя история:)

А какую информацию включает в себя этот мастер-класс? Достаточно ли
будет её для построения собственной программы уроков?


Очевидно, что автор письма ожидает восторженного ответа, суть которого сведётся к тому, что полутора часов нашего общения будет достаточно для того, чтобы человек, ничего никогда не преподававший, построил собственный авторский курс. И у автора письма действительно есть свой сайт, где предлагаются уроки русского языка за вполне конкретные деньги. С одной стороны, это прекрасно, товар уже представлен лицом (чего часто не хватает даже преподавателям с опытом), но с другой, за красивой обёрткой сайта - почти абсолютная пустота... "Пинок" получился следующим:


Из письма в ответ: 

Можно сказать «просто обсуждаем», а можно сделать проект собственного урока на основе услышанного. Можно сделать даже небольшой курс. задумавшись, как его компоненты будут взаимодействовать друг с другом (подсмотрев структуру в каком-нибудь известном учебнике и добавив туда темы из своего опыта), чтобы у ученика складывалась ясная картинка. И обсудить его. Получив в итоге готовую программу для собственных занятий. А можно «просто обсудить». Это вы уже сами решайте. И, согласитесь, было бы странно, если бы одно занятие по методике отвечало на все возможные вопросы о построении курса, который пока не понятно из чего состоит (ваш собственный курс).
Преподавание русского языка — такая же работа, как и все остальные. Глядя на красивый трёхъярусный торт, даже попробовав кусочек, вы вряд ли тут же поймёте, как именно он готовится. Да, возможно, угадаете с ингредиентами, но в процессе приготовления тоже есть свои тонкости. Здесь абсолютно то же. Мастер-класс — это готовый торт, захотите ли вы в нём разбираться — зависит от вас. А если в принципе решите, что хотите стать кондитером, просто «съесть торт» — это примерно полшага.

Суть: решите для себя, пожалуйста, хотите ли вы преодолевать барьеры со знакомыми иностранцами или мечтаете стать профессионалом, посвятив время и силы тому, чтобы работать со знанием дела. Это очень разные цели. И в процессе, и в результате.


По моим наблюдениям, примерно половина преподавателей РКИ изначально преподавали английский (немецкий, французский, испанский) и в какой-то момент решили расширить свои профессиональные горизонты и взять ещё и русский в работу. Я всегда "за" такие "добавки", так как уже есть определённая база методики, которую можно перенести, немного изменив, и на РКИ. Но, к сожалению, для многих русский язык так и остаётся пасынком, до которого не всегда доходят руки. Он как бы есть, но заниматься его "воспитанием" после прогрессивного и всегда актуального английского, например, мало кто хочет.


Встретившись с необходимостью самим готовить занятия, а не просто "украшать готовый учебник" преподаватели всю свою силу направляют на поиски готовых материалов, не видя смысла делать свои. 


Таким образом наш пасынок изо дня в день жуёт вчерашнюю кашу, ту, которую он уже ел, но ему дают её же снова, так как тратить силы на новую не хочется. Как вы думаете, почему сложилась такая тенденция? 



Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта 2014-16гг.):

Анна
Уроки РКИ как хобби

Я думаю, это потому что преподавание родного языка считается лёгким делом. Изучать язык ведь уже не надо - мы итак профессионалы. Поэтому и отношение к преподаванию РКИ несерьёзное. Я тоже начинала с английского, но в итоге пасынком стал именно он, а не русский)

Наталия 
Я думаю это потому, что сначала кажется, как это легко учить незнающего. Все ведь хочется без труда - только денежки зарабатывать. А потом оказывается, что нужно и руки приложить, чтобы что-нибудь свое создать... А вот это уже в напряг... Но это мое мнение :)

Оксана 
Не знаю, как можно предположить, что родной язык можно преподавать иностранцу без подготовки или хотя бы без осмысления, почему в учебниках так или так написано. У меня волосы дыбом, почему есть такое мнение. 

Я не преподаватель РКИ, но некоторые вопросы от иностранцев меня ставят просто в ступор, почему мы ездим НА автобусе, а не С автобусом, чем отличаются ездить и ехать, ходить и идти, почему иногда двое, а иногда две, почему четыре рта, а пять ртов и пр. 

И тут приходится просто реально брать паузу, вспоминать сначала школьную программу, а потом перерывать учебники РКИ, и только после этого реально я могу внятно и осмысленно собеседнику объяснить такие парадоксы, иногда в виде простых формул-правил, но которые не путают, а помогают правильно говорить на языке.
Первые уроки РКИ