с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про фактуру

Как вести занятия в большой группе?


Из письма:

Елена. здравствуйте!
Увидела в вашем блоге рубрику с вопросами и ответами, решила написать. У меня вот такой вопрос: я живу в Испании, недавно мне предложили вести 5-недельный курс (90 часов, 4 часа каждый день) для группы из 30+ человек. Курс специализированный, для работников сервиса (отели, рестораны…), ориентированный на общение с русскими туристами. Будьте добры, подскажите, КАК можно работать с такой большой группой?

Для меня это первый опыт преподавания в группе, около года даю частные уроки, по образованию экономист и переводчик :) И огромное вам спасибо за очень интересную информацию!

Марина


Мы часто говорим об особенностях индивидуальных занятий, а группы — как будто в стороне. Группа — это сколько? 5 человек? А если 10? А 30 и больше? Как подойти и с чего начать? Спасибо, Марина, за прекрасный, уверена, волнующий многих, вопрос!


Наверное, все мы хорошо помним свой школьный класс, первые парты, уроки математики, звонки и каникулы… Мне вспомнилась именно математика, так как это был самый мучительный предмет моей юности. В старших классах шла высшая математика, понимали которую трое из 27, остальные либо умело списывали, либо сдавали пустые тетради. Все понимали ситуацию, ставили 3 с минусом, зная, что я никогда не буду считать что-то серьёзнее сдачи в магазине.


Любая группа больше трёх человек — это уже класс, до трёх — это «набор» индивидуальностей.

3+ - это группа людей, в которой основные роли распределяются ровно как в школе: отличник (тянет за собой вверх), хулиган (может учиться хорошо, если ему интересно), хорошист (ответственный, не перфекционист), лентяй (он же двоечник, тянет всех вниз, но продолжает ходить на занятия по каким-то своим причинам) и перспективный троечник (туда-сюда по настроению).

В зависимости от общего числа участников, представителей каждого амплуа будет пропорционально больше. Возвращаясь к конкретному вопросу, где в группе 35 человек, первое, что, на мой взгляд, необходимо сделать, это разделить весь класс на мини-группы человек по 5. Так Вам, преподавателю, а в данном случае — главному актёру на сцене, будет гораздо легче управлять (давать задания) и контролировать (просматривать процесс и результат работы) участников занятия.


Важный момент: при работе с большой аудиторией преподавателю лучше сразу забыть про индивидуальный подход, про саму возможность «научить каждого». Когда за Вами наблюдают 35 пар иностранных глаз, действует принцип «выживает сильнейший», то есть, Ваше внимание получит главным образом тот, кто сам будет более трудолюбив, настойчив и нацелен на результат. Думаю, не стоит напоминать, что и в большой, и в маленькой группе процесс обучения лучше строить, опираясь на более сильного студента, иначе вся группа рискует «закиснуть» на старте, так и не увидев вершин.


Почему именно формат мини-группы? Потому что каждая пятёрка — это опять же «класс», где обязательно будет свой отличник и двоечник, но, благодаря тому, что спрашивать Вы будете результат с группы, а не кого-то лично, у каждого будет возможность (вернее, будет необходимость) сделать хоть что-нибудь. Вы фактически сможете переложить часть своих обязанностей на отличников каждой группы. Скорее всего, Вы их увидите в первые 2−3 занятия и с их помощью организуете весь дальнейший процесс, вовлекая в работу максимальное количество учеников.


КАК разделить? В конкретно этой группе я бы предложила использовать разноцветные листочки с буквами русского алфавита, написав их в удобном для презентации порядке, соблюдая цвета так, чтобы потом по цветам и разделить группы. Разобравшись с алфавитом, можно попросить каждого написать своё имя по-русски на бэйдже или стикере. Во-первых, это самый простой вариант для практики письма, во-вторых, возможность познакомиться с каждым для Вас и для них — друг с другом.


Готовясь к урокам, представляйте, что у вас одна группа из 5 человек, а это масса возможностей: и диалоги, и монологи, и лото, и «придумайте…» и вообще любые задания. Учитывая, что у Вас по 4 час в день, время от времени выводите по одной группе «на сцену» с заданиями типа «как зовут вашу группу?». Это пойдёт на пользу всем: перемена мест — отличный инструмент на переключения с умственной активности на физическую, помогает не «застояться» на одном месте в прямо и переносном смысле.


Отдельно добавлю несколько слов про контроль: хорошо, если в начале каждого занятия ученики будут получать простой коротенький индивидуальный тест по материалам прошлого урока. Это будет отличный индикатор результатов работы лично каждого. Можно, например, выдавать результаты каждому раз в неделю, суммируя баллы, полученные за работу каждого дня.


Конечно, такой подход требует большей организованности от преподавателя, чем привычный «школьный», зато Вы гарантированно увидите результаты своей работы и получите огромное удовольствие не только как актёр перед зрительным залом, но и как дирижёр слаженного оркестра. Отличная серия выступлений Jeremy Harmer на тему (1 из 9 частей):




Жду новых вопросов в рубрику! До встречи!

В группе Вопрос-Ответ Разговорная практика