Обратите внимание, пост создан в других реалиях, 2014 год, хотя многие моменты продолжают быть актуальными.
Случайно изменив любимому «Манн, Иванов и Фербер», я вдруг почувствовала, что давняя любовь была пустышкой. Многие книги «МИФа» — идеальные примеры современности — минимум текста (разбитого на фрагменты с маркированными списками) + рисунки и графики, дающие в итоге ощущение «я прочитал книгу». Если любое из таких руководств по покорению мира (а именно это сейчас, безусловно, основная тематика) переписать в «классическом» околосоветском стиле, получится брошюрка. Типа «Дяди Стёпы». Эх… а ведь я их любила…
И это, бесспорно, нужное сегодня умение визуализировать (давать информацию в картинках, графиках, схемах, скетчах) развернулось для меня в обратную сторону: нас приучают к наскальным рисункам. Если вспомнить их хотя бы примерно из школьных учебников, получится как раз то, чему нас обучает, например, Дэн Роэм в бестселлере «Бла-бла-бла или что делать, когда слова не работают».
Бонусы: остановить «инсталляцию» клипового мышления в мировые народные массы можно, если отключить электричество на планете (Интернет, ТВ и радио). Сокращу свой рассказ: главный плюс такого формата — для преподавателей — отпадает необходимость разбирать длинные тексты, обсуждать прочитанные книги и даже фестивальное кино. Короткометражки, клипы, рекламные ролики — вот современный максимум. На роль текстов подойдут инструкции к бытовой технике, рецепты здорового питания, меню, ценники из супермаркета. Лучшим будет учебник медиа-микс из перечисленного выше + цветные карточки и презентации для ввода и отработки лексики на основе жизненных ситуаций.
Говоря о преподавании РКИ раньше, я лила горючие слёзы о том, что содержание их устарело («Алло, коммутатор?» — из учебника по этикету телефонного разговора для изучающих русский язык как иностранный), а сейчас я вижу, что всё дело в формате. Он ещё посылает голубиную почту, когда на главный вопрос письма отвечает «Погода» на Яндексе.
Личное спасибо каждому, кто дочитал до конца. Три спасибо — всем тем, кто хоть на секунду задумался.
Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта 2014−16гг.):
Юлия:
Елена, и Вам спасибо за эти мысли. Злободневно, как никогда!
Должна признаться, я задумалась не на секунду, а долго размышляла над решением проблемы. Да, можно минимизировать объем текста и сделать его «клиповым». Но как быть с той же отработкой лексики и особенно грамматики? Ведь бытует мнение, что для закрепления одной лекс. единицы надо минимум 15 раз в разных ситуациях ее повторить (но некоторые говорят, что и 50! это как?..