Обратите внимание, пост создан в других реалиях, 2014 год, хотя многие моменты продолжают быть актуальными.
Честно говоря, я в замешательстве. Чем больше времени трачу на подготовку материала, тем меньше просмотров он получает (прозрачная статистика Facebook для владельцев страниц). Картинки с десятком слов воспринимаются примерно в 5 раз лучше, чем картинка-иллюстрация к лёгкой статье-рейтингу, или, уже не дай бог, слегка аналитическому тексту. Это похоже на стойкое нежелание читателей хоть сколько-нибудь задумываться, срывать «обёртку», какой бы оригинальной и многообещающей она ни была, используя только то, что можно осмыслить с одного взгляда.
Клиповое мышление — очень молодой психологический термин, он характеризует новейший тип восприятия информации, при котором человек видит мир вокруг себя в формате флэш-презентации. То есть, оценивает материал как картинку, с первого взгляда, моментально делает вывод и ждёт свежих впечатлений. Как в старом анекдоте: «Не съем, так понадкусываю!» — он вечно голодный бросается на всё, что кажется ярким и привлекательным, и интересует его ровно до первой капли яблочного сока.
Клип-жизнь — новости формата «фото-заголовок-первые строки» (как лента новостей Facebook или Яндекса), ТВ-реклама из быстро меняющихся кадров с фразами типа «Самый Супер Майонез», журналы типа «Cosmopolitan», в которых всё написано на обложке, незаметно отучили нас фокусировать внимание, вдумываться, анализировать и делать выводы. Вместо красочной гирлянды на приличную ель у нас в голове вилка и пара лампочек.
Ок, я не говорю о других, я, например, о себе. Случайно стянула в магазине Flipbook «Шоколад» Джоанн Харрис. Боже, какое блаженство!!! Сначала я не могла понять, к чему эти длинные описания с причастными (!) и деепричастными (!) оборотами, где резкие повороты в сюжете и эпатаж? В середине книги стало очевидно, что это чтение ради процесса, как хорошее вино, не ради опьянения, а чтобы почувствовать вкус. Я тонула в этой сладости дней пять, не в силах оторваться и одновременно растягивая слова, чтобы продлить удовольствие.
Случайно изменив любимому «Манн, Иванов и Фербер», я вдруг почувствовала, что давняя любовь была пустышкой. Многие книги «МИФа» — идеальные примеры современности — минимум текста (разбитого на фрагменты с маркированными списками) + рисунки и графики, дающие в итоге ощущение «я прочитал книгу». Если любое из таких руководств по покорению мира (а именно это сейчас, безусловно, основная тематика) переписать в «классическом» околосоветском стиле, получится брошюрка. Типа «Дяди Стёпы». Эх… а ведь я их любила…
И это, бесспорно, нужное сегодня умение визуализировать (давать информацию в картинках, графиках, схемах, скетчах) развернулось для меня в обратную сторону: нас приучают к наскальным рисункам. Если вспомнить их хотя бы примерно из школьных учебников, получится как раз то, чему нас обучает, например, Дэн Роэм в бестселлере «Бла-бла-бла или что делать, когда слова не работают».
Ещё сюда же прибавим Твиттер, который своим появлением официально разрешил миру быть идиотами и совсем не стесняться этого, умещая свои мысли максимум в 140 символов. Жаль, что ничего подобного ещё не было в времена Льва Толстого: в университете мне было бы заметно легче. «А где же бонусы?» — подумает редкая птица, долетевшая, верю, уже до середины, надеюсь, потока моих мыслей сегодня.
Бонусы: остановить «инсталляцию» клипового мышления в мировые народные массы можно, если отключить электричество на планете (Интернет, ТВ и радио). Сокращу свой рассказ: главный плюс такого формата — для преподавателей — отпадает необходимость разбирать длинные тексты, обсуждать прочитанные книги и даже фестивальное кино. Короткометражки, клипы, рекламные ролики — вот современный максимум. На роль текстов подойдут инструкции к бытовой технике, рецепты здорового питания, меню, ценники из супермаркета. Лучшим будет учебник медиа-микс из перечисленного выше + цветные карточки и презентации для ввода и отработки лексики на основе жизненных ситуаций.
Говоря о преподавании РКИ раньше, я лила горючие слёзы о том, что содержание их устарело («Алло, коммутатор?» — из учебника по этикету телефонного разговора для изучающих русский язык как иностранный), а сейчас я вижу, что всё дело в формате. Он ещё посылает голубиную почту, когда на главный вопрос письма отвечает «Погода» на Яндексе.
Личное спасибо каждому, кто дочитал до конца. Три спасибо — всем тем, кто хоть на секунду задумался.
Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта 2014−16гг.):
Юлия:
Елена, и Вам спасибо за эти мысли. Злободневно, как никогда!
Должна признаться, я задумалась не на секунду, а долго размышляла над решением проблемы. Да, можно минимизировать объем текста и сделать его «клиповым». Но как быть с той же отработкой лексики и особенно грамматики? Ведь бытует мнение, что для закрепления одной лекс. единицы надо минимум 15 раз в разных ситуациях ее повторить (но некоторые говорят, что и 50! это как?..). Как бы там ни было, владение РЯ для иностранца хотя бы на базовом уровне — это результат упорного труда (я не беру исключение в виде постоянного общения с носителями). Как же в «клиповых» условиях осваивать лексику и особенно (!) грамматику? Буду благодарна всем, кто постарается ответить на этот вопрос.
Елена Танцева:
Думаю. нужно её дробить на мелкие части, делая акцент именно на практическом применении (то есть, чтобы как раз и вывести ученика на использование её в реальной жизни).