16.05.2017
Приветствую вас особенно тепло после отпуска в Индии, где всегда +34. Это было прекрасное время, которое показало в том числе, как сильно можно соскучиться по работе, когда любишь её всем сердцем. Начинаю разбирать рабочую почту, продолжая рубрику Вопрос-Ответ очень интересным письмом с историей и вопросами, которые волнуют многих преподавателей:
Марина
Леон
Последние 6 лет я живу не в России, языки общения дома — английский дома и русский с доченькой. Дома «живёт» ещё финский язык мужа, на улице — французский. И вот недавно я с ужасом заметила, что начинаю терять свой родной язык. Делать ошибки, сомневаться в правописании некоторых слов, дольше формулировать свою мысль. «Потерять» родной язык было бы для меня трагедией.
Чтобы иметь больше шансов на его поддержание и распространение (хотя бы в рамках семьи), я прошла дистанционные курсы РКИ в МГУ. Сейчас я хочу дополнить теоретическую базу практическими моментами (с Вами на курсе) и даже попробовать стать преподавателем онлайн. Но есть одно большое НО. Такое большое, что кажется пока непреодолимым. Я очень сильно сомневаюсь, что справлюсь. По типу — перфекционист с гипертрофированной добросовестностью. Не хочу и не могу «впаривать» ерунду, да ещё и за деньги. Картину дополняет ещё и то, что я домашняя мама, которая не спит нормально по ночам почти два года)

Мой вопрос состоит в следующем: чтобы увеличить свои шансы на успех, сколько (хотя бы примерно) мне нужно закладывать часов в неделю на подготовку одного урока? И сколько уроков лучше готовить заранее, ещё до появления первого ученика? Время я выделить смогу, но всё должно быть очень хорошо спланировано. И целесообразно ли в моём случае начать работать бесплатно, просто ради приобретения опыта и уверенности в своих силах?
Как мне видится, ваша цель открытия для себя нового дела (преподавание РКИ) состоит из двух половинок: первая — необходимость сохранить родной язык вдали от России, а вторая — желание качественно поделиться родным языком с теми, кому он интересен. Так?

Если предположить, что моя догадка верна, то первое, о чём стоит думать, это: насколько вам понравится сам процесс преподавания. Я сейчас не говорю о качестве, количестве и прочих факторах, только само по себе занятие, дело, роль учителя, некое регулярное расписание и работа в обстановке домашнего уюта. Ведь вы берётесь за это, в первую очередь, для себя. Потому, что вам нужен инструмент сохранения русского языка в своей жизни и жизни своей семьи. На мой взгляд, это очень правильный «двигатель» вперёд: лучше всего идёт именно то, чем вы занимаетесь лично для своей пользы и удовольствия (а не ради абстрактной цели мира во всём мире). Я почти уверена, что вам уже нравится, так как ваше письмо с конкретными вопросами — это уже уверенный первый шаг навстречу.

Второй важный момент: качество ваших будущих уроков. Здесь я, конечно же, обращаю особое внимание на «перфекционист с гипертрофированной добросовестностью» — тип личности 98% преподавателей РКИ (и не только РКИ). И это проблема.

Дело в том, что урок перфекциониста никогда не бывает достаточно хорош. Достаточно для самого преподавателя. Именно отсюда появляется подготовка к урокам, выкроенная из времени собственного сна, растянутая на долгие часы, и — что самое ужасное — часто в итоге всё равно остаётся чувство неудовлетворённости результатом, страшная мысль о том, что, возможно, где-то ошибка, и тот самый долгожданный сон становится весьма тревожным...
Эта особенность отношения к работе характерна для большинства преподавателей, причём если опытного преподавателя, прошедшего уже не первый год занятий, это порой просто изматывает и отлучает от семьи и прекрасных сторон жизни, то начинающему преподавателю - шагу ступить не даёт.
Там, где опытный преподаватель закончит подготовку к уроку словами: "Ладно, основное есть, а там по ходу придумаю что-нибудь, не первый раз же..." - начинающий преподаватель скажет: "О, боже! Пойду лучше суп сварю, как миллион раз, а преподаватель из меня, кажется, никудышный".
Так мы теряем прекрасных представителей профессии, которых у нас отбирает кулинария и другие более привычные дела, которые ничуть не проще, а всего лишь привычнее.
можно ли преподавать РКИ и успевать быть мамой
Решение этой проблемы очень простое — прощание с неподъёмным грузом ответственности. Чем тяжелее груз за спиной, тем труднее любая дорога, правда же? По моим наблюдениям, преподаватели, глядя на процесс обучения «изнутри», часто переоценивают свою ответственность за результат работы, из-за чего бесконечно улучшают каждый урок, не спят ночами и годами живут в стрессе, большем, чем главы транс-национальных корпораций.

Суть работы преподавателя иностранного языка — поделиться с учениками новыми названиями слов. А не сделать операцию на сердце. Поделиться словами. Как рецептом любимого супа. Безусловно, в этом деле есть свои тонкости, особенности и приёмы, их мы обсудим в процессе занятий курса, но суть всё равно одна: мы делимся информацией. Это легко.

Страх преподавателя сделать ошибку — ещё один мощный тормоз. Нам кажется, что преподаватель — это «отличник» без вариантов. На самом деле, ошибаться — не страшно, страшно — остановиться в развитии, поиске новых вариантов. Разница между поиском нового и бесконечным улучшением в вашем личном ощущении: первое приносит радость, подкармливая любопытство, второе — отнимает силы и придаёт работе оттенок каторги, так что перепутать невозможно :)

Возвращаясь к вопросу о времени на подготовку, вспомню недавний пост как раз на тему «лучше и лучше», там есть мысль и про время. Вы сами решаете, сколько времени можете выделить на подготовку и делаете всё возможное в этих рамках.

Готовить уроки до появления ученика — как раз пустая трата времени. Готовиться к «когда-нибудь кому-нибудь» — очень размытая перспектива, дело, которое хочется отложить, так как пока всё равно никого нет. Следует делать наоборот: сначала найти ученика, назначить время, например, через неделю, и в творческом порыве для конкретного человека написать план на первые три-пять уроков.
Я также против бесплатных уроков, так как потраченные силы и время должны принести вам приятное вознаграждение, будь то чашечка кофе или булочка из пекарни напротив. Удивительно, сколько сил придаёт воспоминание об аромате этой булочки перед новым уроком :)


Счастливое утро на берегу. Из индийских рисунков
101
Всегда рада вашим вопросам!
Отправьте свой вопрос в рубрику "Вопрос-Ответ",
заполнив форму далее:
Ваше имя
Ваш Email
Ваш вопрос
Phone, WhatsApp: +7 963 622 58 22
Skype: yelena.ve, WeChat: tanzeva
E-mail: elena.tantseva@vdohnovite.ru