20.11.2018
Скучно на вебинарах, скучно на лекциях, скучно в учебниках, скучно на уроках. Боюсь прикасаться к этой огромной теме, но, с другой стороны, а чего ждать? Жизнь может закончиться в любую минуту, зачем сожалеть о несказанном...
Ольга
Сеул
Такой был марафон шикарный!! Итальянское издательство организовало для преподавателей вебинар на весь день, я просто не могла оторваться, несмотря на то, что у нас разница 8 часов!!! Всю ночь не спала, но впечатлений масса! Они такие молодцы, столько полезного, дяденька там один был... Он играет на гитаре, поёт, рассказывал, как организовать работу в группах с разными уровнями, такой харизматичный, просто ах!! Давайте что-то подобное для РКИ организуем? А то у нас, как посмотришь, так плакать хочется, скука смертная...» — в разговоре коллега поделилась свежими впечатлениями от недавнего вебинара итальянского издательства учебной литературы.
Вопрос первый:
почему в рки так мало преподавателей-мужчин?
Да, традиционно женщина — мать — учительница, но не так, чтобы уж совсем мужчин не было (или это отражение образа матери-одиночки? Не хотелось бы так думать).

Заглянула на сайт итальянского издательства, а там... Какие классные ребята!!! М? 8 (!) из 13 — прекрасные итальянцы!!
Анонс вебинара Alma Edizioni и будущей конференции "Я учу детей", Москва, 15 декабря 2018
Вот прямо сейчас понимаю, жаль, что не знала о вебинаре. Послушала бы с удовольствием просто как фон, даже не зная итальянского. А потом, возможно, решила бы им заняться на вдохновении от этой встречи с прекрасными))

Смею предположить, что мужчины у нас не стремятся в преподавание РКИ по одной простой, но очень важной для мужчин, причине: здесь невозможно зарабатывать хорошие деньги. Для мужчины-добытчика это задача № 1, которая в сфере РКИ обведена только пунктиром.
Вопрос второй:
почему в рки сложно зарабатывать "мужские" деньги?
Здесь сперва загляну к большому соседу: в английский. Ни для кого не секрет, что преподавание английского языка — это примерно 15% дохода в гос.бюджете англоязычных стран, и они «из кожи вон лезут», чтобы держать и приумножать этот уровень. Всем известно, насколько бодрее идёт работа, когда за неё отвечаешь рублём (долларом, евро). Тут тебе и бюджет на развитие, и передовые идеи, и конкурсы (тендеры), и ещё докажи-ка, что именно твой учебник должен быть издан следующим (для чего найди крутых авторов, классных дизайнеров, профессиональную студию звукозаписи, упакуй всё в «цифру» и хорошенько подумай о дистрибуции). Короче, обоснуй почётче, почему именно в твой бизнес-проект стоит инвестировать те самые, хорошие, деньги.

И, естественно, взяв в руки лучших (тех, кто выиграл свои тендеры), гораздо приятнее идти на урок и получать свою почасовую ставку, раза в 2 выше, лишь потому, что ты «носитель» красивого учебника, приятного наощупь языка.

У нас на уровне государства (как мне видится) все средства главным образом идут на поддержание русского языка за рубежом. Это:

  • пособия для работы с билингвами, реже — финансирование зарубежных русских культурных центров
  • университеты: студенты-иностранцы в наших ВУЗах, подготовка и сдача экзаменов, ТРКИ (+ трудовые мигранты, для которых эти сертификаты зачастую покупаются работодателями, как и прочие документы), реже — кафедры русского языка в зарубежных университетах
Поддержание — это скучно, когда нет развития. Развития нет тогда, когда нет заинтересованности, когда не хочется видеть перспективу и осматриваться по сторонам. Кажется, мы сидим в каком-то прекрасном сказочном мире, выпуская неподъёмные учебники с дисками, которые уже как бы... вставлять даже некуда. Почему так?

История из жизни

Помню, однажды спросила у Крёстной, как поживает Вадик (её племянник, с которым мы знакомы с раннего детства). «У Вадика всё отлично. Он молодец, кандидатскую защитил, терапевт, даже студентов уже обучает. Представляешь, он один из немногих, кто хорошо английский знает, так к нему всех иностранных студентов и отправляют, они ж, бедолаги, по-русски-то не бум-бум почти, так что они на него как на Бога там смотрят. Не знаю даже, как так всё получается, что они учатся-учатся, а толку мало так в плане языка...».

***

Ой, а я знаю, «как так всё получается», но это немного другая история. Сегодня проснулась с мыслью, «а что, если когда-нибудь появится страна, куда отправлять своих студентов „пачками", станет для других государств дешевле, чем в Россию? Или качество образования там окажется получше (в основном мы пока только идём в сторону инноваций, но путь ещё не близкий), и общежития поновее, и климат помягче, чем наша зима?». Пока мы тут спим по привычке из околосоветских реалий, иностранцы-студенты видят новые горизонты. Выбор есть.
Вопрос третий:
конкуренция - основа развития любой отрасли. почему её нет в рки?
Продолжение этой статьи в блоге Ирины, а на Бумстартере можно поддержать выход новой части её учебника, купив его сейчас по очень небольшой цене. Проект уже в ТОПе, поэтому оставлю общую ссылку https://boomstarter.ru/discove...
Вопрос четвёртый:
сможет ли русский язык стать брендом?
Пока сферу преподавания РКИ никто не воспринимает серьёзно, откуда и все проблемы. У государства, вероятно, руки не доходят до развития, так это не нефть, и не газ. Вернее, доходят, но их хватает только для поддержки того, что есть. А частные центры и инвесторы не видят особых перспектив для того, чтобы делать деньги, так как слишком много нужно начать с нуля, преже чем получить прибыль. Лично я ещё не встречала никого, кто смотрел бы на РКИ с коммерческим интересом. В итоге развития нет, скучно.

Поэтому я отправляюсь на поиск инвестора. Есть кое-какие знакомства на будущий год, но точнее пока рано. Дайте знать, если кому-то ещё это тоже интересно. Варианты взаимодействия разные.
Вопрос пятый:
что можно сделать прямо сейчас?
И это самое главное. Кроме «общих» предпосылок есть и сам 1) конечный продукт, вернее — его 2) позиционирование и 3) использование потребителем: сам язык, его преподаватели и шансы русского языка на счастливую жизнь в мире и многих умах человеческих.

Первый сегмент наших учеников (судя по содержанию учебников по РКИ) — это те самые студенты ВУЗов. Понятно, что они изучают русский язык по необходимости и обычно забывают его «как страшный сон», вернувшись домой. Получается, с точки зрения распространения русского языка в мире — это капля в море, местная анестезия тому, у кого рука сломана.

Второй сегмент, конечно же, язык семьи. Но вдали от родных краёв «вживление» русского языка в двуязычной семье — это столько сил и времени, что не каждому под силу (с маленькими детьми и кроме второго родного хлопот хватает) и не каждому хочется (сами дети постарше не всегда видят необходимость).

Остаётся третий, «чистый» русский язык как иностранный для всех, кому по разным причинам интересно или нужно. И здесь всё решает преподаватель. В большинстве случаев изучение русского языка сводится к слову «труд». Такому же суровому как название известной когда-то газеты. Причём, даже не работа, а именно труд. Ведь мы живём с этой мыслью: русский язык трудный (не сложный, из многих компонентов, а именно трудный), разобраться в нём трудно, не зря же мы сами когда-то страдали, изучая выражение языкового материала в речевых единицах текста и лингводидактические и лингвокультурологические дисциплины?

Труд — это, безусловно, хорошо.

Но малопривлекательно в сегодняшнем мире лайков, радостей и удовольствий, где изучение иностранного языка — роскошь не для всех, в первую очередь, в плане времени, а не денег. Выкраивая это время, человек приходит не для того, чтобы продолжить бороться с трудностями, а для того, чтобы забыть о них в реальности другого языка. Можем ли мы дать ему такую возможность?

Умеем ли мы сами относиться к жизни и урокам, как её части, легко и с улыбкой?
Опыт многих профессиональных мероприятий лично мне отвечает: «нет». Учитель — это самая замученная женщина из всех, что можно себе представить. Даже уборщица, приходя домой после трудового дня, может лечь, вытянуть ножки и отдыхать до следующего дня. А учительница не может. Она думает 24/7, ей снятся уроки и задания, она сдаёт экзамены и контрольные 1000 раз, с каждым своим учеником. На лёгкость просто нет сил... А жизнь проходит. А зарплата иногда не многим выше, чем у уборщицы. Но это не останавливает. И вперёд тоже не двигает, не заставляет менять рынок и отношение работодателей к себе. Всех всё устраивает.

Скучно, но так есть.
...вся скукожится как старый башмак :)
190
Phone, WhatsApp: +7 963 622 58 22
Skype: yelena.ve, WeChat: tanzeva
E-mail: elena.tantseva@vdohnovite.ru