12.04.2018
2018 год для меня особенный. 10 лет исполняется моему пути в РКИ. Для моих 30 с хвостиком это ощутимая часть жизни. Ступень, шагнув на которую, я чувствую, что есть на что оглянуться и посмотреть сверху вниз. И заглянуть вперёд, задумавшись, что же дальше.
Привычный утренний ритм жизни внезапно изменился одним телефонным звонком на три минуты. Хорошая знакомая моих родителей искала мои контакты, чтобы предложить высокую должность в отделе по связям с общественностью их банка. Банк известный. Работа стабильная. Зарплата московская. Перспективы хорошие. Образование и опыт подходящие. Нужно только сказать: "да".

Описание перспектив и возможностей работы там практически не оставляли сомнений в выборе. Очевидно, что о такой позиции мечтают многие, а достаётся она только самым везучим. Пока мама несколько минут рассказывала, каким может стать моё ближайшее будущее, я, как в супер-замедленной съёмке, видела всё, что успела сделать до сегодняшнего начала дня.

Помню, как однажды утром решила, что не хочу быть журналистом, хотя в моей семье журналистов вариант другой профессии даже не рассматривался. Это было где-то в период преддипломной практики. «Накатанного пути», пока можно было учиться и не думать о смысле жизни, оставалось полгода, а ответа на вопрос: «А что тогда?» — всё ещё не было. Думаю, я позволила себе роскошь, выбрав на роль работы то, что получалось у меня лучше всего и приносило больше всего радости — общение с иностранцами. В поездках учиться, отдыхе на каникулах, путешествиях с друзьями и университетской жизни в самом центре Москвы я дышала этим общением, впитывала частички других взглядов, культур, языков, не переставая удивляться тому, какие мы все разные и как же здорово бывать вместе.
Моя первая школа за рубежом. Мальта, 1999 год.
Александровский сад, напротив родного журфака МГУ, после экзамена. 2008 год.
Следующий год был полон сомнений. В известных учебниках я видела совсем не то, чего от меня ждали на занятиях. В первые месяцы я активно «ксерила» части уроков отовсюду, полагая, что, если мне что-то не нравится в одном учебнике, объединив несколько, я сделаю лучше. Кипы мохнатых распечаток создавали сумбур в сумочке и мыслях учеников. Спасало личное обаяние и... тот самый настрой :)

Примерно через год работы 6 дней в неделю с 8 утра до 10 вечера я почувствовала, что живу не от урока к уроку, а вижу русский язык в новом ракурсе и знаю, что именно нужно людям в первую очередь. Благодаря такой интенсивной работе, я получила опыт с самыми разными людьми и их целями, уровнями и результатами. На смену нескольким учебникам пришли собственные разработки, вместо бессонных ночей подготовки — умение адаптировать один материал для разных случаев.

Мне запомнилась смска одной ученицы. Я занималась русским языком со всей её семьёй, у родителей был очень высокий уровень, (а дочка-поросток начинала «с нуля»), поэтому мы могли на любые темы говорить по-русски. Она писала:
Я старший преподаватель в британском языковом центре. 2012 год.

Листовка на доске объявлений у деканата сообщала об очередном наборе на 3х-месячные курсы «Методика преподавания РКИ» МГУ. Это был последний семестр, где уже не было утренних лекций, поэтому я легко нашла время для посещения этих занятий трижды в неделю с 18 до 21 часа, не опасаясь проспать первые пары.

Резюме преподавателя РКИ я разместила на hh, едва получив розовую бумажку-свидетельство об окончании курсов. Улыбаясь солнышку, я шла на собеседование в британский языковой центр.

«Понятно, что вы сейчас ничего не знаете и не умеете, но ваш настрой мне нравится, да и преподаватели нам очень нужны. Есть заявка на урок послезавтра. Если ваш урок понравится, подпишем с вами контракт. Вот вам полка с учебниками, готовьтесь. Уровень ученика — с нуля. Удачи вам,» — с лёгким сарказмом заключила HR.
«Не бойся. Да, ты моложе их всех, но ты умеешь работать, пусть и делаешь это иначе. У тебя отлично получается, покажи класс! Я в тебя верю».

Удивительно было получить от неё такое сообщение. У нас был, скорее, деловой стиль общения, она намного старше меня. За пару дней до этого я рассказывала, что у меня будет первый в жизни мастер-класс для коллег-преподавателей РКИ по использованию новых технологий на уроках, и я боюсь, что меня не поймут, ведь я самая младшая в коллективе и с техникой наши преподаватели «на вы».

Это был трудный день. На меня смотрели сверху вниз в силу моего возраста и положения (не профильный филолог, опыт работы 2 года и тема про какие-то там программы и сайты), но в результате директор центра сказала: «Ничего. Просто не все пока готовы к переменам». Это был 2012 год.

Потом было много разного: первые курсы для преподавателей английского, с которыми мне очень помогла Вероника, сказав однажды: «Да у тебя же CELTA, только для РКИ, делай свой курс!» — и первые слёзы, когда именитый профессор грозилась «зарубить» мой учебник, если я его когда-нибудь напишу, должность и обязанности старшего преподавателя, кросс-культурные курсы и первые мысли про свободное плавание.
Отправляться в свободное плавание было страшно. Вопрос о том, кто придёт за опытом неизвестной девочки, когда всем нужен официальный диплом с печатью, сводил к нулю вероятность малейшего успеха. Но тогда я снова выбирала сердцем, а не разумом, решив, что у меня есть, чем поделиться, и я просто не хочу оставить всё это только внутри себя. И Вселенная мне улыбнулась, послав заинтересованных людей, а с ними — свет на моём пути.
Первый серьёзный сайт и фотосессия для него вместо случайных картинок из альбома, личные мастер-классы и адаптация курса для комфортных занятий по Skype, блог, наполняемый с 2012 года каждый вторник и четверг, живая Мастерская для Преподавателей, вопросы аренды и энергоснабжения, переход на новую платформу и работа с фантастической командой, люди которой так же, как и я, горят желанием делиться и менять мир к лучшему — всё это моя жизнь за прошедшие несколько лет.
Да, сейчас, как и тогда, вопрос: "А выдаёте ли вы диплом о повышении квалификации?", остаётся главным для многих, кто интересуется направлением РКИ. Можно получить все дипломы мира, но решение о том, получаете ли вы эту работу зависит только от того, понравился ли ваш урок ученику. А нравится он тогда, когда вы умеете сделать его красивым и ярким, знаете, куда вести дальше, и сами получаете удовольствие от процесса. По моим наблюдениям, на курсах с дипломами этому не учат совсем :)

Да, со временем стало ясно, что мои курсы и общепринятая у нас система обучения иностранцев — это совершенно разные пути, хотя язык у нас у всех один и тот же. Но тот самый первый мой мастер-класс научил меня не бояться идти смелее своим путём. Впереди ещё много желаний и планов, поэтому...

Поэтому я ответила маме: «Нет, я не могу всё бросить. Я люблю то, что делаю. Это моё».

— Не пожалеешь потом? Смотри... Условия хорошие, стабильность и уровень другой совсем.
— Не знаю. Посмотрим в следующие 10 лет.
P.S. Этот материал был написан в апреле 2018 года. Кажется, пришло время продолжить эту историю.... Уже скоро)
160
Phone, WhatsApp: +7 963 622 58 22
Skype: yelena.ve, WeChat: tanzeva
E-mail: elena.tantseva@vdohnovite.ru