На странице Вдохновите! на Facebook развернулась интересная дискуссия, в содержании которой появилась рекомендация опытного методиста Юлии Мореевой по работе с родительным падежом: от формы и от значения (если я правильно помню формулировку). Суть в том, что для знакомства с падежом ученикам предлагается текст, из работы с которым становится ясно, как выглядит и в каких случаях применяется родительный падеж.
По удивительному совпадению на сегодня была запланирована публикация именно такого текста. Учебник "Русский язык. Первые шаги" (2003) был основным на курсах при университете, где учился муж одной моей коллеги. Она принесла его на занятия нашего курса, чтобы показать, что внутри, а я (как обычно мне везёт) открыла страницу наугад:
Что это?????
Мне казалось, что я сплю. Не может в реальности ТАКОЙ текст быть напечатан в учебнике по языку. Не возьмут в заложники? Не убьют в машине?? У меня перед глазами картинка того, как 8-10 взрослых человек читают ЭТО вслух и отвечают на вопросы, как требует того задание, вероятно, обращая особое внимание на родительный падеж множественного числа. Главный герой - бездельник с фобиями и мечтами - которого не волнует курс доллара, а всё дорогое вызывает отвращение. Он гордится своим бедственным положением, как будто осуждая тех, кто всё же чего-то добился в жизни.
Причём, как бы ни ответили ученики на вопрос-заголовок, рассказ всё = получится не очень приятным. Хотя с точки зрения методики он идеален - родительный падеж в каждой строчке. Но здравый смысл - не слишком ли высокая это цена за очередную грамматическую тему?
Что примечательно: в учебниках русского языка для иностранцев проблемы с деньгами не только у простых людей, но и у тех, кто связан с деньгами профессионально. Анекдот из учебника "Жили-были" (часть 1, стр. 120):