с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Книжная полка Аффтор жжот!

Идеальный текст в учебнике РКИ: за и против

На странице Вдохновите! на Facebook развернулась интересная дискуссия, в содержании которой появилась рекомендация опытного методиста Юлии Мореевой по работе с родительным падежом: от формы и от значения (если я правильно помню формулировку). Суть в том, что для знакомства с падежом ученикам предлагается текст, из работы с которым становится ясно, как выглядит и в каких случаях применяется родительный падеж. 


По удивительному совпадению на сегодня была запланирована публикация именно такого текста. Учебник "Русский язык. Первые шаги" (2003) был основным на курсах при университете, где учился муж одной моей коллеги. Она принесла его на занятия нашего курса, чтобы показать, что внутри, а я (как обычно мне везёт) открыла страницу наугад: 



Что это????? 


Мне казалось, что я сплю. Не может в реальности ТАКОЙ текст быть напечатан в учебнике по языку. Не возьмут в заложники? Не убьют в машине?? У меня перед глазами картинка того, как 8-10 взрослых человек читают ЭТО вслух и отвечают на вопросы, как требует того задание, вероятно, обращая особое внимание на родительный падеж множественного числа. Главный герой - бездельник с фобиями и мечтами - которого не волнует курс доллара, а всё дорогое вызывает отвращение. Он гордится своим бедственным положением, как будто осуждая тех, кто всё же чего-то добился в жизни. 


Причём, как бы ни ответили ученики на вопрос-заголовок, рассказ всё = получится не очень приятным. Хотя с точки зрения методики он идеален - родительный падеж в каждой строчке. Но здравый смысл - не слишком ли высокая это цена за очередную грамматическую тему? 



Как выяснилось после нехитрого поиска, тема благосостояния (назовём это так) весьма своеобразно представлена в учебниках РКИ. Например, в учебнике "5 элементов" (часть 1, стр. 187) тоже нашёлся персонаж с финансовыми проблемами, (спасибо художнику-иллюстратору) внешне очень похожий на ещё не убитого в машине из "Первых шагов": 


Что примечательно: в учебниках русского языка для иностранцев проблемы с деньгами не только у простых людей, но и у тех, кто связан с деньгами профессионально. Анекдот из учебника "Жили-были" (часть 1, стр. 120)



Бухгалтер, милый-милый мой бухгалтер, а он такой... как в "Поехали!" (часть 1, стр. 68). Считает деньги и следит за поэтом, который иногда гуляет в парке: 


Вот такие они у нас. Герои, учебники и результаты. Завершая очередную подборку из серии "РКИ: смех сквозь слёзы", хочу узнать ваше мнение о текстах, их использовании и содержании. Я всё же за живые, пусть адаптированные и даже иногда придуманные преподавателем, но живые наборы связанных слов. Да, их нужно искать, да, они не ждут нас готовенькие, но ведь в этом поиске и есть интерес нашей работы, оборотная сторона "механического" воплощения методик и правил. Я верю, что возможность найти новое - это украшение нашей профессии, радость открытия, умноженная на количество учеников, и движущая сила, несущая нас вперёд на крыльях творчества! 

Василий Уриевский недавно выручил меня на уроке по прилагательным. Отличный сайт и сюжетные песни, которые я уже не раз брала для уроков. Знакомьтесь! 


Комментарии с сайта RussianYou (имя проекта 2014-16гг.):

Тамара Жирова 
О да, это больная тема. Я взяла за основу курса "Поехали" и "Пять элементов". В пяти элементах содержание текстов настолько подогнано под грамматику, что логику порой практически не проследить. Я очень рада, что есть. например, книжка Ингната "Рассказ-сенсация", но для совсем начинающих вменяемые тексты найти и правда очень трудно.

АннаТе 
Истории из 5 элементов вообще мрак, конечно, да и во многих других учебниках тоже мрак! Ну почему-почему, так все печально?! А вот первый текст меня зацепил! Если немного изменить содержание, но оставить манеру подачи, то, думаю, будет очень даже:) Я, наверно, так и буду делать. Брать текст, адаптировать его к более вменяемому варианту и подавать на блюдечке с голубой каемочкой:) 

P.S. Над анекдотом посмеялась, кстати:) 
Спасибо, Леночка, ты чудо - человек, конечно!

Oxana 
Да, с текстами просто беда. Иногда плакать хочется, читая очередные перлы в учебниках. Я использую тексты от redkalinka. http:shop.redkalinka.com/en/9-russian-books-with-audio?ref=null 
очень нравится, что все тексты снабжены аудио, разработаны упражнения. Но у них в основном художественные тексты. А тексты из жизни у нас неплохие в учебнике, который мы используем "Beginner's Russian With Interactive Online Workbook: A Basic Russian Course, Kudyma" по каждой теме здесь есть и небольшие видео- интервью людей по темам и тексты, приближенные к жизни. Ну а для продвинутого уровня использую тексты с просторов интернета (есть у меня несколько любимых сайтов). 

На многие тексты сама делаю видео с субтитрами и аудио. Используем видео-курс "Live from Russia" (приключения американского фотографа Кевина в России) здесь тоже есть неплохие тексты после каждого видео эпизода. (например, эпизод №1 Правда этот курс был создан в 2006 году, уже конечно немного outdated, но ничего нового в данном виде пока не видела. Ещё нравится, что оба курса имеют поддерживающие вебсайты с дополнительными материалами. В общем, "по сусекам пометём, по амбарам поскребём":D

Ирина 
Да, моя "любимая" тема... 
В нашей школе используются учебники Руслан (1,2,3). 

Все три учебника строятся на истории жизни главной герони Людмилы. 
Кратко: жила была Людмила, училась на инженера и не знала, кем хотела бы стать. А тут миллионер из Саранска, бизнесмен из Лондона и кинокритик из Москвы. В конце второго учебника все ей делают предложение. 
В конву рассказа встраиваются рестораны, магазины, театры в которых Людмила, ведет себя как "настоящая" женщина. 
И в качестве упражнения, на 58 странице первого учебника предлагается задание "Кто миллионер?", чтобы практиковать фразу "Я думаю, что...."....