4 месяца — вполне приличное время, чтобы поговорить о первых результатах внезапного для многих перехода в формат онлайн-занятий. Для тех, кто уже давно преподаёт по Скайпу, всё продолжило идти своим чередом, а те, кому пришлось «переобуться» после личных встреч с учениками персонально или в группах, говорят о том, что с каждым новым уроком (как это ни странно) становится всё труднее. Небольшая подборка сюжетов из личных консультаций с преподавателями за последнее время.
В мою жизнь приходят прекрасные не случайные люди. Я почему-то даже не удивилась, когда узнала, что ближайшая наша соседка — учитель начальных классов, женщина с бесконечно отзывчивым сердцем и лёгким нравом, которая без труда находит подход к любому и окружает уютом с первого взгляда. Помню, на ней лица не было первые недели дистанта. На вопрос: «Ну, как ты?»
Светлана, Москва, общеобразовательная школа :
«Эти 20 минут онлайн-урока изматывают меня сильнее, чем учебный день в две смены. Руководство уже третий раз меняет платформу для обучения, а мы, учителя, осваиваем всё за ночь. Нужно самим разобраться, материалы перенести и детей научить. Они ведь могут спросить, а я и сама могу чего-то не знать ещё... Прежде чем до материала урока дойдёшь, столько стресса преодолеваешь из-за всех этих технических моментов!»
По моим наблюдениям, величайший кошмар каждого преподавателя — это предчувствие: меня спросят о том, чего я не знаю. Отсюда необходимость знать всё, желательно обо всём, совершенно несмотря на то, что это в принципе невозможно. Технические вопросы — точно не входят в список обязательных компетенций, если только вы не учитель информатики. И я не хочу сейчас сказать: «Забейте на Скайп, Зум и прочее, коллеги. Все как-нибудь разберутся сами...». Нет! Я о том, что учиться не стыдно любому человеку и учителю в том числе. Не знать чего-то в процессе своего обучения — тоже естественно, и это все понимают (Интересно, многие ли руководители школ провели инструктаж со своими преподавателями по возможностях онлайн-платформ, предлагаемых для работы с завтрашнего утра? Напишите, пожалуйста, есть ли такие положительные примеры?).
Удивительно, как холоден и идеален тот учитель, которого мы представляем себе как пример для подражания. Он всегда смотрит с укором откуда-то изнутри нас, оценивает и крайне редко ставит «пятёрки». В пропасть между собой реальным и тем образом идеального преподавателя, который живёт внутри нас, улетает огромное количество сил.
Решение:
Первый шаг навстречу себе — познакомиться с этим «ментором» и научиться отделять его от себя: давать ему высказаться только тогда, когда вам необходимо это мнение «со стороны», а не все 24 часа в сутки, как это привычно бывает.
Например, когда вы ищите подходящую картинку для урока, внутренний учитель может запросто оставить вас в поисках наилучшего фото по интернету далеко за полночь, так ведь? Осознано отделив его от себя однажды, вы дадите ему возможность помочь вам выбрать среди первых трёх попавшихся картинок и пойти спать с чувством хорошо сделанного дела и свежими силами для нового дня.
Решение:
Обратите внимание на продолжительность занятия: полтора часа в классе и за компьютером — это абсолютно разные величины. Усталые глаза, тянущая боль в спине, необходимость напрягать память и сохранять внимание (отличие № 1 от просмотра кинофильма схожего по продолжительности), монотонность происходящего на экране (отличие № 2), туманность видимого прогресса или, проще говоря, что я получу в итоге после (отличие № 3, в кино уж точно больше эмоций, его можно смотреть обнявшись или обсудить потом с друзьями)?
Мало кто из руководителей языковых школ и центров идут навстречу пожеланиям и позволяют сделать уроки более короткими (хотя это очевидный плюс к повышению их результативности, но он же и возможный минус к зарплате). Нивелировать отличия и превратить их в возможности поможет введение в онлайн-уроки элементов физической активности, заданий, которые бы объединили реальный и виртуальный миры, мотивирующие челенджи, которые бы подчеркнули неповторимость этого времени для группы (например, вести фото-альбом по урокам группы в разных ситуациях: от конкурса красоты в масках до лучших фото с домашними животными и растениями — всё то, чего вы не могли бы сделать даже при встрече в школе).
И ещё один важный момент: снова про самокритику. Даже сделав всё возможное для наилучшего урока, вы не сможете заживить мозоль от новых туфель ученицы и переключить её внимание с источника боли под пластырем на глаголы движения. Ощущения, что вы сделали этот урок максимально хорошим по вашим собственным критериям, достаточно для любви к себе и отключения микрофона внутреннего ментора вне зависимости от результатов теста по материалам занятия.