с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Инструменты Онлайн Доска-Тоска

Уроки РКИ онлайн: проблемы и решения

4 месяца — вполне приличное время, чтобы поговорить о первых результатах внезапного для многих перехода в формат онлайн-занятий. Для тех, кто уже давно преподаёт по Скайпу, всё продолжило идти своим чередом, а те, кому пришлось «переобуться» после личных встреч с учениками персонально или в группах, говорят о том, что с каждым новым уроком (как это ни странно) становится всё труднее. Небольшая подборка сюжетов из личных консультаций с преподавателями за последнее время.


В мою жизнь приходят прекрасные не случайные люди. Я почему-то даже не удивилась, когда узнала, что ближайшая наша соседка — учитель начальных классов, женщина с бесконечно отзывчивым сердцем и лёгким нравом, которая без труда находит подход к любому и окружает уютом с первого взгляда. Помню, на ней лица не было первые недели дистанта. На вопрос: «Ну, как ты?»


 Светлана, Москва, общеобразовательная школа : 

«Эти 20 минут онлайн-урока изматывают меня сильнее, чем учебный день в две смены. Руководство уже третий раз меняет платформу для обучения, а мы, учителя, осваиваем всё за ночь. Нужно самим разобраться, материалы перенести и детей научить. Они ведь могут спросить, а я и сама могу чего-то не знать ещё... Прежде чем до материала урока дойдёшь, столько стресса преодолеваешь из-за всех этих технических моментов!»


По моим наблюдениям, величайший кошмар каждого преподавателя — это предчувствие: меня спросят о том, чего я не знаю. Отсюда необходимость знать всё, желательно обо всём, совершенно несмотря на то, что это в принципе невозможно. Технические вопросы — точно не входят в список обязательных компетенций, если только вы не учитель информатики. И я не хочу сейчас сказать: «Забейте на Скайп, Зум и прочее, коллеги. Все как-нибудь разберутся сами...». Нет! Я о том, что учиться не стыдно любому человеку и учителю в том числе. Не знать чего-то в процессе своего обучения — тоже естественно, и это все понимают (Интересно, многие ли руководители школ провели инструктаж со своими преподавателями по возможностях онлайн-платформ, предлагаемых для работы с завтрашнего утра? Напишите, пожалуйста, есть ли такие положительные примеры?). 


Удивительно, как холоден и идеален тот учитель, которого мы представляем себе как пример для подражания. Он всегда смотрит с укором откуда-то изнутри нас, оценивает и крайне редко ставит «пятёрки». В пропасть между собой реальным и тем образом идеального преподавателя, который живёт внутри нас, улетает огромное количество сил.


Решение: 

Первый шаг навстречу себе — познакомиться с этим «ментором» и научиться отделять его от себя: давать ему высказаться только тогда, когда вам необходимо это мнение «со стороны», а не все 24 часа в сутки, как это привычно бывает. 


Например, когда вы ищите подходящую картинку для урока, внутренний учитель может запросто оставить вас в поисках наилучшего фото по интернету далеко за полночь, так ведь? Осознано отделив его от себя однажды, вы дадите ему возможность помочь вам выбрать среди первых трёх попавшихся картинок и пойти спать с чувством хорошо сделанного дела и свежими силами для нового дня.


 Наталья, Стамбул, частная языковая школа:  
«Несколько месяцев занимаемся группой раз в неделю. Если первое время всё шло хорошо и достаточно бодро, то сейчас я вижу, как ученики устали, мы как будто каждый урок начинаем всё заново, не понимаю, почему. Всё как будто расплывается, хотя группа уже сработалась, почти год занимались в школе, а потом перешли в онлайн. Может, я что-то не так делаю?» 

И опять же мы чаще виним себя вместо того, чтобы посмотреть также и с другой стороны, на группу как на живой организм. Меняемся ли мы сами от урока к уроку? Не слишком. У нас есть программа, которой мы следуем от занятия к занятию. Материал для учителя — это что-то абсолютно элементарное из родного языка (если говорим про РКИ), повторяемое из года в год для учеников. Мы даём то же, что и раньше, просто сделав несколько сканов или подготовив тот же материал в презентации.
Они (ученики) получают абсолютно новый для себя материал, как и раньше на личных занятиях в группе, НО всех бонусов личного общения в группе они сейчас лишены, что напрямую влияет на мотивацию и результаты обучения. Первые онлайн-уроки прошли бодро, так как формат казался свежим, помогало любопытство и ощущение, что это всё временно, скоро вернётся к привычному процессу, а сейчас, даже если не очень удобно, нужно просто перетерпеть.

Спустя несколько занятий от новизны формата дух захватывать перестало, надежды на скорое возвращение к привычному сменились легкой безысходностью, бонусов личного общения так и не появилось, а вдобавок ко всей остальной жизни, перешедшей в онлайн, добавляется необходимость учить новые слова и конструкции, снова не отходя от экрана компьютера. 

Решение: 

Обратите внимание на продолжительность занятия: полтора часа в классе и за компьютером — это абсолютно разные величины. Усталые глаза, тянущая боль в спине, необходимость напрягать память и сохранять внимание (отличие № 1 от просмотра кинофильма схожего по продолжительности), монотонность происходящего на экране (отличие № 2), туманность видимого прогресса или, проще говоря, что я получу в итоге после (отличие № 3, в кино уж точно больше эмоций, его можно смотреть обнявшись или обсудить потом с друзьями)?


Мало кто из руководителей языковых школ и центров идут навстречу пожеланиям и позволяют сделать уроки более короткими (хотя это очевидный плюс к повышению их результативности, но он же и возможный минус к зарплате). Нивелировать отличия и превратить их в возможности поможет введение в онлайн-уроки элементов физической активности, заданий, которые бы объединили реальный и виртуальный миры, мотивирующие челенджи, которые бы подчеркнули неповторимость этого времени для группы (например, вести фото-альбом по урокам группы в разных ситуациях: от конкурса красоты в масках до лучших фото с домашними животными и растениями — всё то, чего вы не могли бы сделать даже при встрече в школе).


И ещё один важный момент: снова про самокритику. Даже сделав всё возможное для наилучшего урока, вы не сможете заживить мозоль от новых туфель ученицы и переключить её внимание с источника боли под пластырем на глаголы движения. Ощущения, что вы сделали этот урок максимально хорошим по вашим собственным критериям, достаточно для любви к себе и отключения микрофона внутреннего ментора вне зависимости от результатов теста по материалам занятия.


 Алина, Мадрид, частный преподаватель : 
«С наступлением карантина у меня прибавилось уроков. Это, конечно, очень хорошо, но я не отхожу от компьютера сутками: если не веду уроки, то готовлюсь к ним, постоянно чувствую боль в спине и шее, несмотря на усталость мне трудно уснуть ночью, так как «по инерции» продолжаю думать про работу. SOS!»

Решение: 
Моё спасение для шеи — на фото далее — чудесная эргономическая подушка. Жаль, что ИКЕА не заплатит мне за рекламу, но мой сон и ощущения в позвоночнике ДО и ПОСЛЕ — это земля и небо. Беру её с собой в путешествия.

На сайте ИКЕА

Также стоит посмотреть, что вас окружает в процессе — ваше рабочее место. О влиянии интерьера на жизнь и работу преподавателя я как-то писала отдельно, очень красочно и с любовью, знаю, что многие нашли в нём для себя полезное. А о способах расслабиться после рабочего дня мы говорим индивидуально, хотя я уже думаю сделать мастер-класс на эту тему, ритм современной жизни обязывает :)