с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Доска-Тоска Soft skills

Как преподавателю не сойти с ума?

Пару дней назад наш недалёкий от столицы город посетил Андрей Макаревич с клубным концертом «Джазовые трансформации». Приветствуя зал без единого свободного места, он признался, что будущий концерт ровно сотый по счёту. Действительно ли так совпало, или это просто красивое вступление — не важно, меня поразила его улыбка. Все полтора часа он непрерывно создавал чудо живого джаза и улыбался так, будто взял гитару в руки впервые и, к счастливому своему удивлению, завёл зал. 


Да, даже в джазе я нашла немного мыслей о работе: согласитесь, специфика нашего дела кроме всего прочего в том, что нужно часто повторять одно и то же. А как сохранить при этом улыбку? И в сотый, и в 1001 раз...


Способ №1: любить свою работу

Любить свою работу — вероятно, уже набило оскомину. Скажем честно: мы все её любим, но иногда просто становится скучно. Мы-то уже всё знаем, выучили и не раз объяснили другим. Мы делаем новости из рутины, праздник из вчерашнего конфетти... Мне кажется, что сама возможность признаться себе в том, что сохранить страсть первой влюблённости на 385 уроке не возможно (и естественно), принять то, что преподаватель МОЖЕТ быть не идеальным и счастливым при этом (без угрызений совести из-за своей «не идеальности»), это уже большой шаг преподавателя навстречу самому себе.


Минута, чтобы снять маску и улыбнуться себе, пусть и немного усталой улыбкой. Для меня это момент силы. Быстрая проверка, а не обманываю ли я себя, не становлюсь ли вечной фарфоровой куклой? Нет. Я живая. Я разная. Я могу, хочу и готова быть собой. Сама с собой, а иногда и не только)


Способ №2: добавить огня

Например, прийти на знакомое занятие совсем без подготовки так, чтобы никто этого не заметил. Такая вот задачка для себя. Результаты потрясающие — энергия зашкаливает, импровизация освежает!


Прекрасное, вдохновляющее видео на тему далее. Сколько раз Стинг исполнял эту песню раньше? Как легко получается сейчас! Будто впервые) Заметьте, как, извините, кайфует он, а с какими лицами играет оркестр. Разница в выражениях их лиц — и есть опыт, на мой взгляд. Думаю, ради такого опыта стоит спеть одну песню миллион раз, чтобы потом осчастливить людей на фоне тех, кто играет эту композицию ещё «свежим взглядом» всего лишь, например, в 25й раз.



Способ №3: передать управление уроком в руки ученика (группы)
Предложить такое задание, при котором ваша роль будет исключительно направляющей, а не ведущей и задающей тон. Отличным вариантом на этот случай может быть ролевая
игра (где ваша роль самая скромная), либо все типы моделирования историй с открытым концом. «А давайте-ка сегодня Вы...» (истории в кубиках и картинках, бродилки и прочие, где вы — слушатель, а не вещатель).

Способ №4: уступить пьедестал
Поменяться ролями с учеником (лучше подходит для индивидуальных занятий с фокусом на продвижении и практике). Просто прийти на урок и сказать: «А сегодня учить меня будете Вы. Помните прошлую тему? Сделайте её для меня интересной!». Одна такая просьба убивает двух зайцев: во-первых, выбивает из рутины «вечного слушателя» ученика, даёт ему шанс вдруг подскочить на своём месте и посмотреть на себя и вас с нового ракурса. Во-вторых, это весьма не тривиальный способ повторить пройденный материал (как известно, когда объясняешь кому-то, лучше понимаешь сам).

Чтобы понизить градус неожиданности, о таком задании можно предупредить в конце урока с прицелом на следующий. По моему опыту, это очень полезная практика: можно узнать, что человек понял, а что осталось не совсем ясно. Мы, преподаватели, всегда спешим дать, забывая о том, что принимать не менее важно. Только в балансе достигаются долгосрочные результаты.

Способ №5: взять задание из прямого эфира
Взять задание из прямого эфира — использовать то, что не слышали ни ваши студенты, ни вы сами. Прямо из телефона или планшета в режиме онлайн. Для уроков РКИ я обычно беру что-нибудь из радио или «Первого канала», а для английского наше Capital FM (оно и на классном английском, и о Москве, и очень живое). Идёт на «ура» ;). Если такой прыжок в неизвестность для вас слишком смелый поступок, можно по дороге на урок купить журнал и подсмотреть, что там буквально одним глазком. Журнал чуть спокойнее: всегда можно сфокусироваться на заголовках и врезах статей, вдумчиво ответить на какой-нибудь тест или узнать что-то новое из рекламы.

А что помогает вам?