с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Учитель мира Soft skills Онлайн

Ин.яз как средство от одиночества

Каждому преподавателю-лингвисту известно, что перед началом занятий нужно обязательно выяснить цели ученика: разговорный язык, для путешествий, для работы или загадочное «для себя».


«Для себя» многолико. В свете выхода после каникул и начала учебного года хочу поговорить о том, когда эта цель обозначает буквально: лекарство от одиночества.


Вот выдержка из статьи, где учёные серьёзно говорят об эпидемии одиночества:



Что делать, если лечиться от этой «заразы» человек собирается, приходя к вам на урок? Важных особенности здесь для нас с вами, на мой взгляд, две.


Первая особенность (внутренняя): об этой цели уроков никто не скажет напрямую. Хотя возможность и даже необходимость сказать всегда есть, ведь мы традиционно спрашиваем: зачем вам эти занятия? Хорошо, если ученик заранее придумал, что с первого взгляда проникся культурой страны изучаемого языка или что-то подобное. В ту же категорию попадёт мотивация из детских воспоминаний, желание знать больше о стране в контексте мировых событий, и конечно же, профилактика болезни Альцгеймера.


Вторая особенность (внешняя): темы уроков без главной роли семьи и друзей. Помню, меня до боли раздражала страница учебника «Russian in An Easy Way», где в начале одного из уроков предлагалось отметить галочками, есть ли у вас мама, папа, брат, дедушка, жена и племянник... Мне казалось, что это ужасное вмешательство в частную жизнь, особенно, учитывая то, что это учебник для взрослых, и вспоминать, что у человека уже нет бабушки, может быть не приятно. Но учебник всех ровняет под одну гребёнку...


Все эти «Расскажите, кто ваша подруга»... Нет, совсем не обязательно наш ученик-сирота-социопат, просто не у каждого есть подруга, о которой хочется рассказать :)


После каникул мы первым же делом спросим, кто где был и насколько фантастически провёл лето. А в условиях сегодняшней жизни кто-то мог просто висеть в Интернете. 


Чудесный рекламный ролик-напоминание о том, что такое живое общение. 



Ученики в зоне риска одиночества:


  • подростки (в поиске себя, противопоставление коллективу — одиночество)
  • студенты из других городов и стран (даже живя в общежитии, могут быть в полном одиночестве, не найдя товарища со схожими традициями и общим языком — одиночество)
  • молодые люди без второй половинки, но с родителями (обычно погружены в работу, чтобы отвлечься от проблем межличностного общения — одиночество)
  • взрослые люди старше 40 лет (кризис среднего возраста, дети взрослеют, переоценка ценностей — «одиночество вдвоём»)
  • люди пожилого возраста (дети выросли, внуки подрастают, друзья... уходят)

Потенциально опасные темы и их аналоги:


-семья (дети, жёны, бабушки). Вместо вопросов типа: "У вас есть дочь? Как её зовут?" -задание: покажите три фотографии, где кроме вас есть ещё кто-то. Кто эти люди? Как их зовут? Или это будут селфи? Если человек готов делиться, то на этих фото будут те -близкие, о которых ему приятно рассказать.

-свободное время (выходные, отпуск, праздники). Вместо вопросов типа: "Что вы делали в выходные?" просьба рассказать, что нового вы узнали за это время (даже если человек провёл эти дни за просмотром любимых фильмов, что-то новое, интересное там наверняка встретилось). А если это было время приключений, то он опять же сам об этом расскажет.

какие новости (новостей может не быть, по крайней мере тех, которыми можно поделиться с учителем)


Безопасные темы "начиная с себя": 


+Любимые фильмы (книги, журналы, шоу, увлечения)

+Любимые блюда (кухни народов мира)

+Планы на будущее (желания, мечты)

+Известные личности (актёры, ведущие, деятели искусства)

+Всё, что касается каждого (отношение к событиям, погода, здоровый образ жизни)


Роли преподавателя на уроке: 


  • Партнёр: человек, который помогает ученику раскрыться, почувствовать себя увереннее благодаря новому языку, мотивирует продолжать обучение, но держит дистанцию на определённом расстоянии (деловые отношения)

  • Друг: все функции Партнёра + сочувствие проблемам ученика, анализ того, почему всё так происходит, попытки помочь и стать ученику "родной матерью" (личные отношения). 

Роли отличаются друг от друга степенью вовлечённости преподавателя (по сути, его личными качествами).


В процессе подготовки темы мне встретился этот материал сайта «Жить интересно!» о том, как одинокая мама с ребенком-аутистом переехала в Испанию. Вот кусочек и статья целиком.



Спасательный круг — иностранный язык — сослужил добрую службу, и Мария начала в Испании новую жизнь, пройдя через трудное время полного одиночества.


К чему я обо всём этом? Есть ли рецепт для преподавателя? Думаю, сегодняшний мой пост — это напоминание о том, что значит «давать уроки». В поисках лучших учебников и подготовке заданий мы часто упускаем мысль о том, зачем на самом деле к нам идут люди. Разные и прекрасные. Любых возрастов и национальностей они ищут понимания и внимания, которое может изменить их жизнь к лучшему — во многом благодаря новому языку и нашим урокам.