с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Доска-Тоска Книжная полка Для души

Где искать темы для уроков РКИ?


Этот отрывок из недавней переписки с коллегой надолго поселился у меня в голове. Думаю, что каждому преподавателю знакомо это липкое ощущение, когда каждая минута урока как будто намеренно замедляется и тянется, как жвачка на солнце, и это чувствуешь и ты, и ученик(и). Конец урока — глоток воздуха после плавания под водой. И хочется поскорее забыть этот день в ванне с пушистой пеной.


Безусловно, весь процесс обучения — это само по себе рутина, я бы сказала, в нейтральном смысле этого слова. Мы встречаемся на занятиях регулярно, на конкретные промежутки времени, переходя от темы к теме. Явный привкус скуки может появиться там, где этими самыми темами управляет учебник. Чего уж греха таить, интереса в наших пособиях... близко к нулю, потому, что их цель — выложить на стол информацию, а не какие-то там развлечения.


Диалог из популярного учебника РКИ «Жили-Были»:


Но сегодня речь не об этом. Я о том, как с треском рушатся мечты опытного преподавателя, который уже давно готовит уроки безо всяких учебников, из живых материалов, с душой и искоркой в глазах, вне стен аудиторий, а в ответ получает: «Ерунда». Как не опустить руки? Или как сдержаться и не придушить взрослого детину этими же руками? Ведь преподаватель — тоже человек, и такой ответ как минимум оскорбителен чисто по-человечески.


Самым простым было бы сказать: «Забудьте всё, идите дальше,» — но я сама бы мало успокоилась таким вариантом. Кажется, это всего лишь единичный случай, но как двигаться дальше и не бояться получить «ерунду» в другой раз?


И тут я почему-то вспомнила о кино. Красивом, названия которых знакомы всей стране, а иногда и миру. Первым именем в титрах значится режиссёр. Кто это? Это человек, который, работая над фильмом, ставит на карту всё. Своё имя, успех, кассовые сборы.


Проводит ли он опрос населения, прежде чем начать работу над фильмом? Спрашивает ли он: «Что бы вы хотели увидеть в кино будущим летом?». Нет.


Он принимается за работу, чувствуя, что эта история должна стать кинокартиной, что плоский бумажный текст с его помощью может изменить жизни людей, что он не может больше молчать и, выпустив этот фильм, будет уверен, что его жизнь прожита не зря.


Мой герой — Вуди Аллен — сценарист, режиссёр, актёр и композитор. Человеку 81 год, он выпускает в год по фильму. Представляете? Я видела далеко не все, но хочу пересмотреть когда-нибудь, чтобы приблизиться к его тайне. Все ли его фильмы успешны? Не факт. Оценки слишком субъективны, чтобы сказать однозначно. 207 фильмов — 4 «Оскара». Но те, «незамеченные» 203 не заставили его бросить. Даже возраст — не повод только пить вино и смотреть на закат. Хочется жить, удивлять, творить, ни на кого не оглядываясь.


Источник фото.

На уроке мы сам себе и режиссёр, и сценарист, и актёр. Каждый сам себе Вуди Аллен. Пусть аудитория поменьше, но свой зритель всегда найдётся, купит билет и изменит свою жизнь к лучшему после финальных титров.


Хочется в конце написать и свою историю. О том, кто и сколько говорил мне: «Так нельзя! Это ерунда!» — а результаты учеников подтверждают, что можно и нужно, я продолжаю идти, не сворачивая. Верить в себя и расклеивать афиши.


Комментарии с сайта Vdohnovite (имя проекта после 2016):


Юля

Лена, очень проникновенная статья. Тема, которая волнует и волновала. Именно из-за то, что я боялась, что мне кто-то скажет, что я даю скучный и занудный материал, и объясняю не так увлекательно, я долгое время никак не могла приступить к преподаванию. Страх был сильнее меня. В итоге я переборола себя. И я поняла, что любое проявление отсутствия интереса, пропуск занятий со стороны учеников не означает, что с тобой что-то не так, наоборот даёт стимул быть лучше и двигаться дальше на встречу тем, кому это действительно нужно;)