с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Доска-Тоска Учитель мира Взгляд со стороны Инструменты

Другая школа сегодня. Учитель и Будущее

Сейчас 4 утра. Через 4 дня у меня день рождения, и это всегда шаг на ступеньку выше, откуда я люблю оглядываться назад, понимая, что пройденный путь стоил усилий.


Ровно полгода меня не было в блоге. Честно говоря, мне нужно было это время тишины и накопления энергии. Я ждала момента, когда желание написать о чём-то станет нестерпимым. И этот момент настал, благодаря недавней конференции Яндекса, где были представлены новейшие разработки компании, которые меняют нашу жизнь уже сейчас.


Краткое видео с места событий — на 2 минуты. Можно посмотреть всю конференцию на 3 часа, я добавлю основные тезисы далее.



Главное:

Не буду подробно пересказывать, почему и как большинство автомобилей в мире станут беспилотными, почему у нас не будет разумного повода самим готовить еду, как нейросети уже пишут музыку и демонстрируют хореографические связки, они просто незаметно следят за нами и делают выводы :) Звезда системы — Алиса.


Умная станция Яндекса с Алисой (или сама по себе Алиса в любом мобильном устройстве) по просьбе хозяина

  • включает дома кондиционер, пока тот едет домой (Умный дом)
  • выбирает и включает наиболее подходящий для просмотра фильм или музыкальный альбом, который ему точно понравится (Эфир)
  • делает любой автомобиль из каршеринга по-настоящему «своим» для нового владельца, запуская его любимый плей-лист (Драйв)
  • строит оптимальный маршрут от его дома до работы или любой другой привычный или новый путь 
  • открывает/закрывает авто (багажник, окна...)

Всё это на голосовом управлении. Алиса прекрасно умеет общаться и учится делать это лучше и лучше с каждым днём. Она выполняет команды! Она знает ответы! Она шутит! Она разговаривает с детьми, понимая их лепет! Она разговаривает с детьми, понимая их лепет!


Можно пользоваться кнопочным телефоном, игнорируя все достижения последнего времени (знаю многих коллег, кто однажды поставил заслонку между собой и прогрессом, и даже гордится тем, что не имеет «зависимости от всех этих гаджетов»), но то, что через 10 лет мы получим первые поколения, которые научились говорить общаться, благодаря Алисе, уже абсолютный факт. И если вам сейчас 20-65 лет, у нас есть все шансы работать и жить с ними. Пока не решила точно, что сейчас вкладываю в слово «работать». 


Вопрос:

Какое место займёт живой преподаватель в мире, управляемом искусственным интеллектом?


Ответ:



«Другая школа. Откуда берутся нормальные люди» — лучшая книга-практикум для преподавателей, которую стоит прочитать всем. Она про мир. Она про нас. Про то, как лучше сегодня и завтра.


Школьный учитель теряет свой авторитет в глазах сегодняшних школьников, так как больше не является главным источником знаний, как традиционно было раньше. По меткому замечанию автора (Александр Мурашев), от информации сейчас сложнее спрятаться, чем найти её, и то, что объясняется в школе годами, сегодняшний школьник может узнать в считанные минуты без всякой помощи взрослых.


Эта книга — живой источник на пути к переменам, это собрание интервью с преподавателями из разных стран мира в поиске новых путей воспитания сегодняшних школьников, которые выйдут на свою первую работу по профессиям, о которых мы ещё и не слышали. Приятно, что и российский опыт там уже есть. И в книге, и на практике.


Для любопытных есть выступление автора на TEDx:



Особая радость — QR-коды на каждой странице, по которым можно найти живые материалы с уроков, о которых говорится в книге, фото и видео, атмосфера и вдохновение! Прочитать фрагмент можно на Озоне.


Мне хочется везде её брать с собой. Рассказывать и показывать, что у нашей профессии есть светлое будущее! Другое, новое, для которого нам самим предстоит родиться заново, но ведь это лучше, чем остаться без места на празднике жизни, правда?

Здесь хочу передать слово Екатерине Дроздовой, основателю и руководителю русского языкового центра в Сингапуре:



Ссылка на источник

То есть, да, изменения уже не где-то когда-нибудь, а запущены и внедряются в учебный процесс. Ныть будем? ;)


Очень любопытное интервью из другой сферы. К тому, что изменения касаются каждого, даже мировых гигантов. 



Ссылка на источник. Честно говоря, мои прошлые 3 года были, возможно, идеальным временем для написания собственного учебника. Были все ресурсы, опыт, план, но совершенно не было желания, и я только сейчас понимаю, почему. Останавливало ощущение того, что это был бы большой, но в условиях нового времени напрасный труд. Учебник, самый замечательный и прекрасный, сейчас уже не формат для обучения людей, особенно тех, кто моложе лет 35.


Удивительно: пишу это и чувствую, что учебник уже не учит, хотя слова однокоренные. Точнее, я бы сказала так: учит не учебник. Готовить людей к жизни (школьников ко взрослой, иностранцев — к иноязычной) начинает сама жизнь (она становится учебным материалом), роль преподавателя в этом процессе — направляющая.


Как мне кажется, весь опыт преподавателя сегодня может и должен помогать людям

  1. ориентироваться в источниках (структурирование информации)
  2. нарабатывать навыки решения задач (функциональная часть)
  3. не бросить обучение на полпути (мотивация)

Мне очень понравилась мысль Александра Мурашева о том, что сегодняшние дети ничего не делают, если не видят чёткого ответа на простой вопрос: ЗАЧЕМ это нужно именно им сейчас. Материал о том, как 13-летние ребята создали бизнес по продаже товаров из России за рубежом. Руководитель проекта бросил школу и не слишком сожалеет об этом, зная, что уже сейчас полностью обеспечивает себя и помогает родителям, а необходимые для дальнейшей работы знания он получит на практических курсах гигантов сферы (IT-технологии), когда для этого будет подходящий момент. Ссылка на источник.



Если перевести всё в плоскость преподавания языков, то лексика и грамматика как таковые отойдут на второй план, так как перевод с одного языка на другой станет самой простой задачей, ради которой никто не захочет тратить годы усилий на фоне того, что перевод сделает машина за секунды. Вот новика от Гугл. При переводе учитывается интонация, а не только значение сказанных слов. 



Ссылка на источник.

Соответственно, и учебные материалы должны нести что-то иное вместо слов и правил. Вряд ли кто-то решит остаться в рамках 2-3 страниц книги (как формат источника информации, учебника, словаря), если сидя на том же месте можно посетить 100 мировых выставок?



Ссылка на источник

У меня дух захватывает от мысли, что сама жизнь диктует нам необходимость глубинного обновления. Когда я только начинала работать лет 10 назад, потребность создавать иное была интуитивной, шла изнутри, и я хорошо помню время, когда видео, "вшитое" в урок для Skype вызывало восторг и восхищение)) А сейчас пора идти дальше, ведь эти крошки станут взрослыми очень скоро! 



Ссылка на источник.

И именно в новогодний день своей жизни я чувствую, что крылья для взятия инновационных высот отрастают особенно хорошо, покрываясь свежими шелковистыми пёрышками. Спасибо всем, кто звонит и пишет, скучает по рассылке 5го числа и ждёт блога, делится уроками и успехами, открывает для себя курс "Начало" и просто передаёт приветы! Я люблю вас) И скоро вернусь :)


Обнимаю, если позволите.

С пожеланиями творческих успехов.

Елена Танцева