РКИ-блог, где живёт вдохновение: про настроение
Доска-Тоска Взгляд со стороны Китайский

РКИ вне университетов: почему бы и... нет?

Я не часто пишу о большом. Иногда кажется, тема настолько глобальна, что вместить её в слова не так просто. Но я решилась сегодня. Спасибо всему, что предлагает жизнь.

Пару дней назад она предложила мне издать книгу в одном из ведущих издательств учебной литературы, которое в том числе работает и в направлении РКИ. Представитель издательства даже посмотрела и положительно оценила стартовый мастер-класс у меня на сайте, но сотрудничеству нашему не быть потому, что я никак не связана с МГУ или другим университетом.


Мне печально. Не за себя. 


У языка, основная аудитория которого студенты-иностранцы, есть только уверенное настоящее. Это каждый новый поток "подфака", люди, которые останутся за своими партами в следующие 5 лет, что бы ни происходило на занятиях.


Я сама училась с такими в студенческие годы. Единицы из них берут русский язык в свою будущую жизнь после окончания университета. Абсолютное большинство увозит на родину навыки по специальности, диплом о высшем образовании, полученный за «дешевле, чем дома» или бесплатно по гос.квоте, а русский язык забывается как страшный сон, который пришлось выдержать ради первых двух пунктов. Но разве кто-то об этом думает? 

Для размышлений нет времени, ведь каждый год приезжают новые желторотики, и поток их, кажется, никогда не иссякнет. Несколько лет назад у меня была возможность вернуться преподавать в университет, но именно потому, что мне хотелось большего, чем беговая дорожка, чего-то со смыслом в масштабах мира, я не сделала этот шаг.

Английский, испанский, французский, немецкий, греческий, даже китайский... Многие ли изучают их ради учёбы в университете? Да, какой-то процент, безусловно, есть, но далеко не большинство. Их изучают потому, что хотят общаться, поехать в путешествие, приобщиться к культуре, украсить жизнь прикосновением к далёкой мечте. И только в устах своих «туристов» язык живёт и развивается как иностранный. Он становится инструментом для большего познания,по-настоящему частью жизни людей.


Нам всем греет душу величие русской культуры. Но «размер» не имеет весомого значения, если интерес к предмету маленький. И пока издательства работают только на академическую среду, выбирая эту постоянную аудиторию, будущее русского языка как иностранного, на мой взгляд, не имеет никакой реальной опоры.


Изменения

В руководящих кругах уже не раз обсуждался вопрос о том, чтобы и в государственных вузах обучение иностранных студентов велось на английском языке. Но, к счастью, говорят, ресурса пока не достаточно. Да, студентов прибавится, но наших преподавателей без работы останется, возможно, ещё больше. И это основная причина. Поэтому пока нет, всё идёт как идёт.


Многозначное число людей, говорящих и понимающих русский язык, которое обычно встречает учеников РКИ на первом уроке, даёт им ощущение причастности к чему-то огромному и важному. Хорошо бы нам сохранить эту цифру и в новом времени.


Для этого нужно, чтобы те, кто помнит советский союз, передали свои знания детям и внукам, или появились новые люди, которые хотят взять русский язык в своё завтра. И это вряд ли в основном студенты (кроме, конечно, лингвистов). Это обычные люди разных возрастов и профессий, пришедшие на урок по любви.


Спасибо вам.


Вам, каждому преподавателю русского языка вне университетов. Вам, кто решился на это приключение без гарантий, но по любви к языку и людям. Всем феям разговорных клубов и детских центров, куда за детьми потянулись и родители. Тем, кто не раз ломал голову над тем, как переделать то, что есть в учебнике, чтобы не напугать своих взрослых «нулевичков». Всем, кто не боится чистого листа и создаёт свои уроки, пробуя новое для себя и учеников, понимая, что так сложнее в подготовке, но лучше в результате. Каждой из нас, кто, преодолев робость, записал своё видео для Italki и за ночь сделал первый сайт о себе. 


Мы печём блины по ночам и не настаиваем на ТРКИ, нас много и мы можем всё. 


Обнимаю. Благодарю.

#ркиэтосчастье

2020-10-20 22:10