Сегодня же я хочу рассмотреть поиск себя в новом деле на общем плане. Хотя и в некоторых деталях. Чтобы кто-то из вас, возможно, обнаружил себя на одной из ступеней этой солнечной лестницы к урокам ли, или другому, пока загадочному, занятию, увидев, куда двигаться дальше.
Эти ступени я не раз проходила сама. Безусловно, это мой личный опыт, но обсуждая его с друзьями и коллегами, я замечаю, что все мы проходим по ним с разной скоростью, часто не зная, каким окажется следующий Шаг, иногда чувствуя себя там потерянными и одинокими. Вы совсем не одни - это точно! И маршрут есть! Смотрите:
Шаг №1: интерес
Начинается с чего-то незначительного, часто с мелочи, даже не относящейся к будущему делу напрямую. Если взять примером дела именно преподавание иностранного или родного языка, то интерес к нему может возникнуть с любой канцелярской штучки, которая напомнит вам о любимых моментах в школе (древесный аромат свежезаточенных цветных карандашей, м?), или случайное воспоминание об учительнице-"англичанке", которая всегда хорошо выглядела и казалась какой-то неземной, или радость дочери, взахлёб рассказывающей вам о том, что было у них сегодня на уроке, и какое интересное задание им дали на выходные. Пока это только лёгкий эфир, которому только предстоит превратиться в мысль.
На самом же деле, она соткана из обрывков фраз, настроения, рекламных слоганов типа "Just do it.", которые вовремя, но случайно попались вам на глаза в последнее время. Это также и первый этап внутренней борьбы между "Могу ли я?" с "А что, если я могу?".
Шаг №6: паника
Паника - обратный эффект ликования. Удовольствие от прыжка вместе сменяется ужасом от одной мысли о самостоятельном прыжке. "Когда всё делал Наставник, выходило так легко и понятно, а как я сделаю без него? У меня никогда так не получится". Для многих Смелых здесь падает занавес, и их первые уроки так и остаются замыслом, а лучшие картины в графике они видят на выставках других героев.
Предлагаю заглянуть за. Чего мы боимся, переходя к самостоятельной практике? Только честно. Не справиться? Да. А если точнее? Сделать не так хорошо, как делал Наставник (а именно то, как делал он, стало для нас эталоном, так ведь?).
По сути, накопив немного информации и посмотрев на опыт другого человека, нам бы очень хотелось сделать так же как он, правда же? Если ваш ответ "Да", значит, вам встретился хороший Наставник.
Давайте спокойно примем тот факт, что сделать ровно так же у вас не получится просто потому, что вы другой человек. Художник, строитель, мама, преподаватель, хореограф - живой организм с отличной от наставника душой, головой и любовью к людям. Если вы возьмёте те же приёмы, техники и учебные планы, у вас всё равно получится отлично (в обоих смыслах этого слова). Не хуже, а по-другому. Чувствуете разницу?
Шаг №7: опыт
Главная разница между Наставником и Смелым учеником - опыт (чего бы ни касалось дело). С точностью математических формул: ученик + опыт* = наставник.
*Опыт - это не 20 лет. Не 5 лет. Не 1 день. Опыт - величина, характеризуемая вашим ощущением результата (а не потраченным временем на повторение одного и того же действия, как многие привыкли считать).
Совершенно не хочу вспоминать безвкусную мудрость о том, что "всё приходит с опытом". Это как человеку с мигренью сказать, что "голова болит у всех". Вроде бы и должно стать легче от мысли, что ты не один, но реально нужна таблетка, а не ощущение командного духа, правда?
Таблетка в нашем случае - это договор с самим собой о том, что вы откажетесь от этого дела, только если оно получится у вас из рук вон плохо несколько раз. Если это преподавание, то вы бросите его после трёх учеников, сказавших вам, что они решительно ничего не понимают. Если это рисование, то после слов нескольких ваших друзей: "Это огурец, Единорог или дерево?" в отклик о вашей картине (а вы изображали вазу).
Два ключевых момента: 1) получить отклик на своё действие в новом направлении, 2) договориться об этом с самим собой заранее, в Шаге №4.
По моим наблюдениям, больше всего мешает действиям Смелого отсутствие уверенности в себе. А больше всего помогает - наличие хороших инструментов! Помните, как вы чувствовали себя взрослее, когда мама позволяла вам надеть своё платье или накрасить губы своей помадой? Особенно исключительным было это ощущение в дошкольном возрасте:) Или когда вы впервые рулили машиной, сидя на коленях у папы... В обоих этих примерах родители давали вам инструменты. Инструменты взрослой жизни, благодаря которым вы "становились" взрослее и увереннее в себе.
Инструменты преподавателя - красивые ручки-листочки, доски и маркеры, программы и приложения для создания современных уроков, новое платье "для работы" и нежный аромат духов, о котором вы давно мечтали. Инструменты художника - краски, пастели, карандаши и мольберт. Обо всех этих инструментах обязательно рассказывает хороший Наставник, но, безусловно, у вас появятся и свои.
Вы удивитесь тому, как каждая мелочь, собранная в копилке инструментов, будет наполнять вас силой против злобной Могулии. Поверьте, даже восстав из пепла, она их очень боится!