с 2012 года
Блог Вдохновите!
Жизнь. Работа. Любовь. Мир. Сегодня. Честно. О нас. Иностранный язык с удовольствием.
 
РКИ-блог, где живёт вдохновение: про разное
Мотивация Личный опыт

От мечты до первого урока

Как вы уже, наверное, знаете, тема вдохновения, поиска, обретения и удержания :) себя в профессии преподавателя - моя самая любимая, поэтому мне особенно легко и приятно начать ею этот учебный год. Множество раз мы вместе рассматривали вопросы первых шагов, преодолевая нерешительность, заглядывая в глаза опасениям и ожиданиям, фокусируясь на мелких деталях про время на подготовку уроков, про выбор творческой профессии, про место самовыражению преподавателя, излишнюю ответственность и многое другое.

Сегодня же я хочу рассмотреть поиск себя в новом деле на общем плане. Хотя и в некоторых деталях. Чтобы кто-то из вас, возможно, обнаружил себя на одной из ступеней этой солнечной лестницы к урокам ли, или другому, пока загадочному, занятию, увидев, куда двигаться дальше.


Эти ступени я не раз проходила сама. Безусловно, это мой личный опыт, но обсуждая его с друзьями и коллегами, я замечаю, что все мы проходим по ним с разной скоростью, часто не зная, каким окажется следующий Шаг, иногда чувствуя себя там потерянными и одинокими. Вы совсем не одни - это точно! И маршрут есть! Смотрите:


Шаг №1: интерес

Начинается с чего-то незначительного, часто с мелочи, даже не относящейся к будущему делу напрямую. Если взять примером дела именно преподавание иностранного или родного языка, то интерес к нему может возникнуть с любой канцелярской штучки, которая напомнит вам о любимых моментах в школе (древесный аромат свежезаточенных цветных карандашей, м?), или случайное воспоминание об учительнице-"англичанке", которая всегда хорошо выглядела и казалась какой-то неземной, или радость дочери, взахлёб рассказывающей вам о том, что было у них сегодня на уроке, и какое интересное задание им дали на выходные. Пока это только лёгкий эфир, которому только предстоит превратиться в мысль. 


Шаг №2: мысль
"А что, если я тоже могу...(будущее новое дело)" - эта мысль появляется как будто бы из ниоткуда, сама собой, ранним утром она просто приходит к вам в голову без стука и объяснений.

На самом же деле, она соткана из обрывков фраз, настроения, рекламных слоганов типа "Just do it.", которые вовремя, но случайно попались вам на глаза в последнее время. Это также и первый этап внутренней борьбы между "Могу ли я?" с "А что, если я могу?".  



Шаг №3: разведка
Поздно вечером, в тишине и дали от суеты прошедшего дня, во вкладке "в режиме инкогнито" для поисковика и себя самой, вы печатаете "русский язык как иностранный", "русский язык для иностранцев", "преподавать русский язык" или запросы по другому делу, модели "глагол + желаемое занятие".

В ответ добрый поисковик выдаёт вам несколько миллионов страниц по теме или совершенно нет - лавину, которую от вашего кончика носа отделяет только экран компьютера. Обычно до первого печального выдоха, будоражащего вашу чёлку, проходит 15-20 минут. До мысли: "Я за всю жизнь это даже не прочитаю, а не то что смогу сама..." - ещё минут 10. 


Самое интересное в этот момент то, что не вы присматриваетесь к новому делу (как вам кажется), а оно выбирает вас. Где-то на просторах Вселенной оно сидит на дереве и спрашивает каждого: "Ну ты как? Шампанского или домой? Мне нужны самые смелые. Мы ж с тобой такое устроим! М?".     

Шаг №4: кам бэк
Переведя дух, через какое-то время Смелые возвращаются за шампанским. От встречи с лавиной у них остаются некоторые полезные знания, например, о том, что русский язык как иностранный сворачивается в аббревиатуру "РКИ" или что средние по жёсткости мелки между углём и пастелью называются "соус". 

Во время раздумий о себе в новом деле обычно приходит мысль о том, что нет смысла тратить всю свою жизнь на изучение миллиона страниц в Интернете. Благодаря чему, в поисковике появляется запрос "курсы по преподаванию РКИ" и "соус для рисования мастер-классы".


Прелесть этого момента в том, что он означает первую победу нашего "А что если я могу..." над "Могу ли я?". Могулия становится злобной волшебницей, которую Смелый уже не боится. Он ищет помощи опытного Наставника, чтобы уйти из-под её власти навсегда. 

На рисунке ниже - злобная Волшебница Могулия. 


Шаг №5: прыжок в тандеме
Встретив своего Наставника, Смелый делает свой Шаг из самолёта прямо в открытое голубое небо, залитое солнечным светом. Он забывает про страх, он парит, наслаждаясь красотой тех мест, где приземлится парашют, глядя на них с большой высоты, где-то над облаками.

И даже когда финал прыжка совсем скоро, Смелый спокоен и счастлив, зная, что посадка будет мягкой, о чём позаботится опытный Наставник, летевший всё это время у него за спиной. 

Полёт окончен. Курс завершён. Ликование или тихая радость. Пепел Могулии. Ощущение крыльев. И...


Шаг №6: паника

Паника - обратный эффект ликования. Удовольствие от прыжка вместе сменяется ужасом от одной мысли о самостоятельном прыжке. "Когда всё делал Наставник, выходило так легко и понятно, а как я сделаю без него? У меня никогда так не получится". Для многих Смелых здесь падает занавес, и их первые уроки так и остаются замыслом, а лучшие картины в графике они видят на выставках других героев.

 

Предлагаю заглянуть за. Чего мы боимся, переходя к самостоятельной практике? Только честно. Не справиться? Да. А если точнее? Сделать не так хорошо, как делал Наставник (а именно то, как делал он, стало для нас эталоном, так ведь?).

 

По сути, накопив немного информации и посмотрев на опыт другого человека, нам бы очень хотелось сделать так же как он, правда же? Если ваш ответ "Да", значит, вам встретился хороший Наставник. 

 

Давайте спокойно примем тот факт, что сделать ровно так же у вас не получится просто потому, что вы другой человек. Художник, строитель, мама, преподаватель, хореограф - живой организм с отличной от наставника душой, головой и любовью к людям. Если вы возьмёте те же приёмы, техники и учебные планы, у вас всё равно получится отлично (в обоих смыслах этого слова). Не хуже, а по-другому. Чувствуете разницу?


  • По-другому значит - иначе,
  • иначе значит - в своём стиле,
  • в своём стиле значит - уникально,
  • уникально значит - интересно,
  • интересно значит - привлекательно,
  • привлекательно значит - к вам потянутся люди, ваше творчество найдёт отклик, вы дадите миру что-то хорошее, а конечная цель, на мой взгляд, заключается именно в этом.

Шаг №7: опыт

Главная разница между Наставником и Смелым учеником - опыт (чего бы ни касалось дело). С точностью математических формул: ученик + опыт* = наставник.


*Опыт - это не 20 лет. Не 5 лет. Не 1 день. Опыт - величина, характеризуемая вашим ощущением результата (а не потраченным временем на повторение одного и того же действия, как многие привыкли считать). 


Совершенно не хочу вспоминать безвкусную мудрость о том, что "всё приходит с опытом". Это как человеку с мигренью сказать, что "голова болит у всех". Вроде бы и должно стать легче от мысли, что ты не один, но реально нужна таблетка, а не ощущение командного духа, правда?


Таблетка в нашем случае - это договор с самим собой о том, что вы откажетесь от этого дела, только если оно получится у вас из рук вон плохо несколько раз. Если это преподавание, то вы бросите его после трёх учеников, сказавших вам, что они решительно ничего не понимают. Если это рисование, то после слов нескольких ваших друзей: "Это огурец, Единорог или дерево?" в отклик о вашей картине (а вы изображали вазу).


Два ключевых момента: 1) получить отклик на своё действие в новом направлении, 2) договориться об этом с самим собой заранее, в Шаге №4.


Шаг №8: инструменты

По моим наблюдениям, больше всего мешает действиям Смелого отсутствие уверенности в себе. А больше всего помогает - наличие хороших инструментов! Помните, как вы чувствовали себя взрослее, когда мама позволяла вам надеть своё платье или накрасить губы своей помадой? Особенно исключительным было это ощущение в дошкольном возрасте:) Или когда вы впервые рулили машиной, сидя на коленях у папы... В обоих этих примерах родители давали вам инструменты. Инструменты взрослой жизни, благодаря которым вы "становились" взрослее и увереннее в себе. 



Инструменты преподавателя - красивые ручки-листочки, доски и маркеры, программы и приложения для создания современных уроков, новое платье "для работы" и нежный аромат духов, о котором вы давно мечтали. Инструменты художника - краски, пастели, карандаши и мольберт. Обо всех этих инструментах обязательно рассказывает хороший Наставник, но, безусловно, у вас появятся и свои.

 

Вы удивитесь тому, как каждая мелочь, собранная в копилке инструментов, будет наполнять вас силой против злобной Могулии. Поверьте, даже восстав из пепла, она их очень боится! 


Шаг №9: фонтан практики
Если смешать в равных пропорциях мысли Смелого о новом деле с инструментами и настоять это всё на твёрдом намерении действовать, добавив щепотку любопытства и пару капель интереса из Шага №1, очень скоро начнётся процесс брожения чувств и эмоций, который неминуемо приведёт к бурному фонтану практики.

Причём, процесс этот будет идти уже помимо вашего желания. Если вы сделаете всё по рецепту выше, остановить вас будет уже не возможно. 


Желание начать, составить и провести пару уроков, доделать и выложить свой сайт, сделать набросок, дойти до цели любым способом - всё это станет занимать ваше время и пространство, и руки как будто сами потянутся к делу потому, что медлить будет сложнее, чем попробовать.

Попробуете. Понравится. Начнётся большая любовь. 

Шаг №10: страха нет
А новое Дело продолжит сидеть на дереве, болтая ножками, тихо улыбаясь и понимая, что с вами ему посчастливилось. 


На какой ступеньке сейчас вы?

Комментарии с сайта Vdohnovite (имя проекта после 2016):

Екатерина Андреева 
Елена, я на 5ой:) Думаю, что нашла своего наставника!😍

Елена Танцева
Большое спасибо, Екатерина! 💖 Вперёд вверх! Там всё самое интересное)

Юлия Карпова 
Елена, я на 5 ой!!!! А так всё прям про меня. 

Наталья Лучера 
Елена, я на 9 ступени) Мысли бурлят.
Готова обсудить с Вами первые три урока.:)

Елена Танцева
Замечательно, Наталья! До скорой встречи :)

Анастасия Дегтярева 
Перехожу с 4-го шага на шаг №5! Очень рада, что встретила Вас, Елена!

Алена 
Как интересно написано. Очень рада, что я преодолела Шаг номер 3. Он оказался сложным для меня. А сейчас, когда уже есть цель и наставник, гораздо проще идти к задуманному и четко сформулированному, не распыляясь на то, что мне уже неинтересно. Благодарю за интересный курс, Елена.

Елена Танцева
Спасибо вам, Алёна, за душевный отклик и нашу работу вместе. С каждым Шагом - всё интереснее! И ваш путь будет особенным!

Юлия Pemberton 
Все в точку, каждое слово.

Елена Танцева
Спасибо вам)

Natali Hemen
Ну как же можно забыть..!Я все помню и очень верю,что пепел злобной Могулии развеется над Мраморным морем!))

Natali Hemen
Лена,спасибо!Как вы все здорово и точно описали...Продолжаю зачитываться вашими постами..

Елена Танцева
Спасибо большое, Наталия! Мне так приятно, что вы заглядываете в блог и помните наши встречи!! Посылаю вам самые тёплые чувства 💝