Моя история была простой: видя, сколько времени я провожу, разбирая иероглифы, слушая аудио из смешных звуков и переводя абсурдные тексты, выкраивая время на подготовку из семейных выходных, муж однажды спросил: "А зачем тебе это надо? Семья, работа, тебе спать нужно больше, а ты ещё китайский на себя взяла. Зачем он тебе?". Я ответила, что это моя давняя мечта, мне интересно, хочу испытать себя и поучиться чему-то необычному, поэтому готова вкладывать своё время. Безусловно, я закончила свои занятия по ряду других причин, но и в тот момент я понимала, что голосом мужа говорил разум.
Демотивировал ли он меня? Нет. Но поддержка вдохновила бы больше. Помню, как на первых порах просила его говорить мне слово по-русски, а сама писала его иероглифом. Мне нравилось, что моё увлечение дало нам возможность делать новое дело вместе. С тех пор, давая задания, я всегда думаю, может ли человек сделать его вместе с партнёром, не говорящем на изучаемом языке ученика (здесь нужно быть внимательнее, если человек, напротив, живёт один, но обычно этот момент выясняется через несколько первых занятий).
Недавно мой парикмахер спросила: "А как твой муж относится к тому, что мы часто меняем твой имидж?". Такой простой вопрос! Он покорил меня! То есть, ей важно, как результаты её работы влияют на моё самочувствие через оценку близкого человека. Это ведь так важно!
А в ситуации моей коллеги семья ученицы является ключевым аспектом, важнейшим мотиватором к изучению языка, несмотря на то, что русский - не язык её семьи абсолютно. Взгляните:
Часто бывает так, что у одного преподавателя учатся два человека из одной семьи. Мне лично встречались такие комбинации:
Мама и сын (они же свекровь и муж для русскоговорящей избранницы). На мой взгляд, самый сложный случай, так как мама всегда мама. Она может излишне контролировать сына или, увы, чувствовать себя беспомощной на фоне более молодых участников группы. Главное в том, что их отношения в семье влияют на результат обучения больше, чем старания преподавателя. Об этом стоит помнить, не списывая минимальный прогресс на собственные ошибки. В семьях с крепкими партнёрскими отношениями общие походы на занятия — возможность быть друг к другу ближе, чаще встречаться, поддерживать друг друга — напротив — отличный стимул для заметного прогресса обоих.
Муж и жена. Естественно, семейные отношения транслируются на весь процесс обучения. Хорошо, если у обоих супругов уровень примерно равный. Если кто-то явно более успешен, расстройство второго будет тянуть вниз всех. Особенно трудно, если «отстаёт» мужчина, привыкший в обычной жизни быть на высоте. Тогда лучший вариант — разделить пару. Если же уровень близок друг к другу, то преподаватель, как дирижёр, может вдохнуть в их оркестр совершенно волшебные ноты. Как раз о таком варианте я писала в ответе: