Продолжение интервью с учителем музыки из Индонезии Ауди Татойа. Начало разговора можно найти по ссылке.
Между надо и хочу
— А почему сегодня люди приходят в музыкальную школу?
— В нашей школе нет возрастных ограничений, каждый может учиться игре на музыкальном инструменте: дети, подростки, взрослые. У каждого — своя мотивация. Если говорить о взрослых, то бывает, что в определенный момент человек просто понимает, что хочет выразить себя через музыку. Или просто восклицает: «О, мне так нравится, как этот пианист играет, я хочу играть, как он!» То есть, здесь нет обязательств, человек просто загорается желанием. А что касается детей, то их обычно приводят родители, которые хотят, чтобы их ребенок научился играть, а детям остается слушаться.
— В таком случае дети получают удовольствие от занятий?
— Когда мы начинаем заниматься музыкой, нам приходится принять тот факт, что в определенные моменты обучение требует дисциплинированности и регулярной практики для того, чтобы стать лучше, причем, иногда все это очень изнурительно и выводит из равновесия. Поэтому, мой главный метод — сделать так, чтобы человек сначала полюбил музыку.
Когда это происходит, даже несмотря на то, что приходится непросто, ученик все же хочет продолжать. Иногда, когда ребенок действительно сильно сопротивляется, его очень сложно заставить заниматься. В таких случаях мы, например, слушаем музыку вместе, анализируем услышанное, обсуждаем, делимся друг с другом своими мыслями. Это помогает шаг за шагом проникнуться любовью к музыке. И когда я чувствую, что постепенно любопытство ученика начинает расти, я регулярно подготавливаю для него новую, еще большую «порцию» мотивации. И, конечно, для этого изначально необходимо узнать человека.
На уроках в школе Yamaha Music School Indonesia
Батарейки преподавателя
— А как быть с тем, что учителю бывает самому непросто поддерживать свое постоянное «горение». Ведь вы же отдаете каждый день столько энергии, любви, бодрого настроения... Что помогает вам сохранять свои батарейки заряженными?
— У меня есть свои хобби, занятия, которые придают мне сил, например, я очень люблю горы и обожаю ходить по горам. Мое хобби — мой первый помощник. Также — полезно просто переключиться на другую деятельность, может быть, попробовать что-то новое, да даже, например, посмотреть новый фильм. Кстати сказать, это не только придает сил, но и расширяет кругозор.
Например, когда мы начинаем занятие с новым учеником, скажем, с подростком, я стараюсь узнать, что сейчас популярно среди подростков, чем подростки интересуются, это могут быть как раз фильмы или, например, какая-нибудь игра. И когда мой ученик знает, что я в курсе интересных ему событий, это помогает мне передавать ему информацию на более легкой волне.
Когда мы говорим об одних и тех же вещах на
одном языке, мы тем самым заполняем эту воображаемую дистанцию между учеником и учителем (например, разница в возрасте). И я хочу показать, что мы не ученик и учитель, а что мы здесь вместе — на одном уровне.
Особый случай
— Да, я, кстати сказать, замечаю это на наших занятиях. У вас всегда есть в запасе какой-нибудь сюрприз: новое произведение, рассказы о композиторах, которые мне нравятся, захватывающие истории об альпинистах, которые также, как и музыканты, неустанно идут вперед, чтобы покорить вершину...
Все это очень вдохновляет. А также, когда мне не хватает уверенности в том, что я смогу выучить такое сложное, на первый взгляд, произведение, которое вы для меня выбрали, вы всегда стараетесь привести мне пример из своей практики, показывая, что и вам бывает не просто начать разучивать что-то новое и сложное (и это на вашем уровне мастерства!), и что всегда есть способ, как проломить лед и достигнуть своей цели.
Далее следуют новые пути изучения произведения и ценные советы. И здесь я понимаю, что да, я не одна, не у меня одной такие сложности, а и у человека, который в игре на фортепиано — мастер своего дела, и который готов делиться со мной своими знаниями. И я нахожу эту общность, нахожу воодушевление в историях, получаю «инструкции по применению», мои моральные силы крепчают, и новое произведение из суровой ледяной горы превращается в зеленый солнечный холмик.
Рассказывая об учениках, вы отметили, что постоянно узнаете от них что-то новое. Получается, что не только преподаватель передает знания ученикам, но и студенты учат своих преподавателей?
— Бесспорно! Я постоянно узнаю что-то новое от своих учеников. Иногда такие знания это — результат принятого мной вызова (смеется). У меня есть, например, история. Ко мне пришла шестилетняя девочка-японка и она не говорила по-английски. Сначала с ней на урок приходили ее родители и переводили ей все, что я говорил, но после четырех-пяти уроков родители решили оставить девочку со мной один-на-один и мне нужно было договориться с ней без переводчика.
В первый момент я подумал: «Как же мы будем общаться?» И я стал объяснять материал как мог, но мы все еще недостаточно были знакомы и без знания общего языка довольно плохо понимали друг друга. На следующий урок я опять запланировал объяснение нового материала и решил, что без основ японского языка мне не обойтись. Я купил японский словарь и принес его на урок. Благодаря словарю, я уже знал, как сказать: хорошо, пожалуйста, повтори и т. д. Так я познакомился с японским языком.
У меня есть еще история. Ко мне пришел человек, лишенный зрения. Это был мой первый опыт работы в такой ситуации. Благодаря этой встрече, я изучил много информации о незрячих людях и их особенностях. И я верил, что у нас все получится, рассуждая так: ведь, исходя из моего опыта, в определенные моменты, когда я играю, мои глаза закрыты, я не использую свое зрение, то есть игра в эти моменты даже более связана с моими тактильными ощущениями, с механической стороной процесса.
Также я узнал много нового об абсолютном слухе. Мой ученик был способен безошибочно определять тоны, полутоны, октавы, тончайшие характеристики звука. Еще я к своему удивлению узнал, что таким людям во время сна нужна полная тишина, любой слабый звук способен вызвать пробуждение и человек уже не может сразу уснуть, потому что мозг реагирует на звуки очень активно. Чувство слуха сильно обострено.
Так я узнал, что у моего ученика есть величайший дар, несмотря на его, казалось бы, ограниченные физические возможности. Так редко встретишь человека с абсолютным слухом! Его история меня по-настоящему вдохновила. Также я осознал, что у моего ученика не было много друзей.
И я захотел стать его по-настоящему хорошим другом. Сейчас он живет за границей, но когда он приезжает в Индонезию, он всегда звонит мне и мы договариваемся о встрече. Иногда мы ходим вместе на концерты и потом обсуждаем услышанное. Этим я хочу сказать, что мои уроки дарят мне не только новые знания, но и прекрасные отношения с людьми. Поэтому — быть преподавателем для меня — награда.
Продолжение интервью читайте в следующий, праздничный, четверг — 8 марта.
©2021, Танцева Е.В.
e.tantseva@vdohnovite.ru
+7 963 622 58 22



авторизуйтесь