Пару месяцев назад я обнаружила удивительное TED видео, которое от души рекомендую к просмотру (есть субтитры на русском). Речь идет о выступлении школьного учителя Джона Хантера, где он рассказывает о мировой игре, которую он придумал и которую уже много лет успешно проводит на своем уроке. Также об этой игре был снят фильм. Джон Хантер высказывает поразительную мысль, с которой невозможно не согласиться. Когда он смотрел фильм с собой в главной роли, он заметил, как все его наставники так или иначе проявляются в нем: 

— За что вы любите свою профессию?

— Я действительно очень люблю свою профессию, потому что преподавание — это не только передача знаний, а это также уникальная возможность узнать что-то новое от моих учеников. Это встреча с новыми людьми, культурами, иностранными языками, это — окно в другой мир, благодаря которому я сам изменяюсь, становлюсь другим человеком. Также в нашей работе мы встречаемся с задачами, решение которых требует последовательного достижения определенных целей. И вот этот постепенный процесс достижения целей также изменяет меня, и мне это нравится.


— В чем вы видите главную цель преподавания?

— Я люблю музыку, для меня музыка — это волшебство, и это послание я хочу передать окружающим, чтобы они почувствовали эту любовь и это волшебство также, как и я.


— Когда вы впервые поняли, что музыка — это нечто особенное? Как все началось?

— Я начал учиться игре на фортепиано еще в детстве, когда мне было восемь лет. У меня был очень строгий и требовательный учитель и, откровенно говоря, я не получал особого удовольствия от обучения. Каждую неделю у меня была четкая задача, которую мне нужно было выполнить, и, если этого не происходило, я получал наказание в виде дополнительных упражнений.

На уроке с Ауди Татойа. Yamaha Music School, Джакарта, 2018
На уроке с Ауди Татойа. Yamaha Music School, Джакарта, 2018

— Значит, ваш путь к преподаванию начался с вдохновения, которое в вашу жизнь принес ваш наставник, и теперь, уже тоже будучи учителем, вы хотите передать это вдохновение другим?

— Совершенно верно. Встретив своего учителя, я понял, что я хочу стать похожим на него. Он воодушевил меня. И это было так здорово! Я почувствовал и принял его главное послание. Именно он стал первым человеком, который меня вдохновил.


— Вы сказали о том, что вам нравится в вашей работе. А есть ли что-то, чего вам не хватает?

— Говоря о самом процессе преподавания, хочу спросить, что урок значит для вас?


— Это зависит от конкретной ситуации, потому что на разных уроках я встречаюсь с разными людьми. Чтобы урок действительно состоялся, нужно уметь комбинировать разные методы. Я имею ввиду, что в нашей школе у нас есть своя методологическая система, но случается, что приходится импровизировать, потому что все ученики — разные, и всё играет свою роль: характер, мотивация, любопытство... Сначала нужно присмотреться к ученику.

— То есть, вам нужно быть не только преподавателем, но и хорошим психологом?


— Ну я не психолог, конечно (смеется), но все же, быть учителем — это не только лишь — «вот, пожалуйста, это — музыка, и это вот — она здесь для тебя — бери», а нам, как учителям, особенно учителям музыки, необходимо сначала понять, КАК передать наши знания. Так это произошло со мной и моим первым учителем: передо мной был материал, и я должен был его выучить, может быть, я, конечно, был еще ребенком, не понимал что-то... Но здесь явно не хватало взаимоотношений ученик — учитель, всю важность которых я оценил, после встречи с моим вторым учителем, который изменил мое отношение к музыке в целом. И я думаю, что именно взаимоотношение ученика и учителя очень важны.