elena.tantseva@vdohnovite.ru / +7 (963) 622 58 22

  • Главная
  • О курсах
  • Блог
  • Мастер-классы
  • Магазинчик
  • Оплата
  • Отзывы
  • Контакты
  • Войти

elena.tantseva@vdohnovite.ru / +7 (963) 622 58 22

Блог РКИ. Иностранный язык с удовольствием

Обучать ли письму: русский как иностранный

Важный момент Дети-подростки Особый ученик Письмо РКИ

Понимаю, что для многих ответ очевиден, и сам факт такого вопроса удивителен. Мы пишем, писали и будем учить писать потому, что... и далее множество аргументов в пользу. Недавний случай на уроке даёт повод поставить этот вопрос сегодня.


Ученик одной моей коллеги наотрез отказывается писать. Да, лучше воспринимает на слух, да, хочет понимать и говорить, да уверен, что никому писать писем не собирается и вообще приводит справедливое замечание: что мы, если и создаём сегодня некие тексты, то делаем это с помощью клавиатуры (e-mail и sms), а от руки — максимум пару слов на листочке типа «Ужин в холодильнике». И да, ему ещё нет 30ти.


Ещё свежи воспоминания о том времени, когда мы открывали дискуссии на тему «Обучать ли писать курсивом?», но, кажется, пришла пора решать другие задачи. Причём, это не вопрос «Как и что писать?», это мысли о том, «Каким будет обучение нового поколения, которое осознано отказывается от письма длиннее одной строки».


Ведь в реальной жизни мы и сами всё реже берём в руки карандаши, согласитесь? Если вы не специализируетесь в области каллиграфии и не преподаватель в подготовке к уроку, то зачем вам писать от руки? Увы, но даже бумажные открытки уже можно отправить с сайта почты России.

А знаете, что ещё интереснее? 

Мне как-то надолго запала мысль о том, что появление письменности само по себе стало большим шагом назад для цивилизации, сведя на «нет» усилия по запоминанию и передаче информации из уст в уста. С высоты XXI века хочется обновить список того, что украл у нас прогресс. Было — стало:


  • Письмо от руки — клавиатура и предикативный набор (T9 и лучше), которым достаточно первых букв, чтобы выдать слово, которое нам нужно.
  • Предикативный набор — голосовой поиск (можно даже не касаться клавиш, искать, наговаривать и отправлять письма голосом).
  • Книги — чтение электронных книг голосом. Достаточно уметь слушать.
  • Тема «Как пройти...?» — пошаговая навигация к любому месту с подробнейшей информацией. Приложение для отслеживания городского транспорта. Бабушка не против Google.
  • Тема «Покупки в магазине» — Интернет-магазин чего угодно.
  • Тема «Погода» — приложение с поминутным графиком дождя.
  • Тема «Знакомство» — страничка в социальной сети.
  • Тема «Искусство» — подборки из Instagram.
  • Что ещё?

Не вижу в происходящем проблемы, но чувствую изменения. Важные и сейчас. Меняется сознание людей, мы получаем новые возможности, порой не замечая, сколько отдаём взамен. То самое «общение» на новом языке, за которым к нам приходят учиться, по сути превращается в «разобщение». Там, где раньше нам помогала Бабушка на улице, сейчас у каждого свой навигатор.


Не всем выпадает жить в эпоху стремительных перемен. Нам посчастливилось. Тем интереснее и ценнее наше общение. Жить — значит уметь меняться. Вы чувствуете что-то подобное?

Елена Танцева
Вт 6 Июня 10:00
3 Нравится

Для того чтобы оставить комментарий —
авторизуйтесь
Важный момент Дети-подростки Особый ученик Письмо РКИ

Связанные статьи

  • Урок РКИ с алфавитом
  • По ту сторону баррикад (in English)
  • РКИ с подростками: идеи и практика
  • Дислексия: как учить и учиться?
  • Другая школа сегодня

‹›